В этот день 26 октября в 1941 году, по официальной версии, погиб писатель Аркадий Гайдар. Однако до сих пор абсолютно точно не установлено, кто похоронен под обелиском на берегу Днепра.
Родившиеся в СССР помнят замечательные книжки Гайдара. Он вырос в Арзамасе. Когда я в детстве гостил у бабушки в Арзамасе, там познакомился с творчеством Аркадия Петровича.
11 июня 2024 года в рамках "литературного путешествия" мы посетили в Клину музей Гайдара. В 1938-1941 годах писатель жил на улице Большевистской, ныне носящей его имя. Здесь он написал произведения «Тимур и его команда», «Дым в лесу», «Комендант снежной крепости». Мы задали экскурсоводу массу вопросов. Приглашаю посмотреть мой видеоролик.
Click to view
https://vk.com/video1243120_456243948 Аркадий Петрович Гайдар (настоящая фамилия Голиков) родился 9 (22) января 1904 года в Курской губернии, город Льгов, в семье преподавателя начального народного училища, Петра Исидоровича Голикова (1879-1927). Мать, Наталья Аркадьевна, в девичестве Салькова (1881-1924), происходила из обедневших дворян, вела хозяйство, помогала мужу в изучении французского языка, а когда он отправлялся в окрестные деревни, заменяла его в классах. Она была дальней родственницей Лермонтова и привила детям любовь к чтению.
В апреле 1912 года Голиковы перебрались в Арзамас, семья поселилась на Новоплотинной улице в доме №25. В 1914 году отца забрали на фронт. Осенью того же года Аркадий поступил в арзамасское реальное училище. Он тосковал по отцу и однажды даже пытался убежать к нему на войну. Через два дня после побега первоклассника Голикова нашли на одной из станций вблизи Нижнего Новгорода и вернули домой.
С февраля 1917 года 13-летний Аркадий уже выполнял разные поручения партийной организации арзамасских большевиков. В январе 1918 года купил на толкучке браунинг и вызвался патрулировать улицы. Вскоре ему была выдана винтовка - её номер Аркадий вписал в школьный дневник. В феврале Голиков был ранен ножом в грудь в тёмном переулке. Аркадий хотел вступить в Красную армию (РККА), где уже служил отец, но не принимали по возрасту. Помогли Александр Фёдорович Субботин - большевик и профсоюзный работник, близкий друг Натальи Аркадьевны - и военный комиссар Чувырин, запомнивший Голикова по работе в организации большевиков. Чувырин зачислил Аркадия вооружённый отряд рабочих для защиты Арзамаса от крестьянских боевых отрядов. С июля 1918 года Голиков служил секретарём в редакции газеты арзамасских большевиков «Молот», а с сентября - делопроизводителем в партийной организации.
В августе 1918 года штаб Восточного фронта РККА переехал в Арзамас, и город стал важным военным центром. 27 августа Голиков подал заявление в Арзамасский комитет партии и был принят в партию «с правом совещательного голоса по молодости и впредь до законченности партийного воспитания». Полноправным членом РКП(б) он стал с 15 декабря 1918 года, в анкете коммуниста указал возраст 16 лет.
В декабре того же года Аркадий ушёл из пятого класса училища и вступил добровольцем в РККА: служил сначала адъютантом начальника обороны и охраны всех железных дорог Республики, а затем начальником команды связи.
В мае - июне 1919 года в составе сводной роты курсантов боевого отряда особого назначения Голиков участвовал в боях с многочисленными бандами вокруг Киева. В сформированной из курсантов Ударной бригаде командир взвода Голиков в бою 27 августа заменил убитого командира. После сдачи Красной армией Киева участвовал в боях на польском фронте. В декабре 1919 года получил ранение в ногу и был контужен. После лечения, в феврале 1920 года приехал на побывку к родным в Арзамас.
В начале 1921 года в должности командира батальона, а затем сводного отряда Аркадий Голиков действовал против двух повстанческих "армий" Антонова в Тамбовской губернии. Там он получил «серьёзную отметину в виде ранения двумя осколками бомбы в руку и контузии правой стороны головы с прорванным насквозь ухом».
В конце июня 1921 года командующий войсками в Тамбовской губернии М.Н. Тухачевский подписал приказ о назначении Аркадия Голикова, которому на тот момент было 17 лет и 5 месяцев, командиром 58-го отдельного полка по борьбе с бандитизмом.
Осенью 1921 года Голиков служил в Башкирии, возглавлял 3-й оперативный батальон ЧОН (части особого назначения), участвовавший в боях с противниками советской власти. В начале 1922 года получил назначение в Сибирь. По дороге заехал в дивизию к отцу - комиссару штаба - они встретились впервые за несколько лет. С февраля по сентябрь 1922 года находился в Енисейской губернии, в Хакасии. Возглавлял отряд, который, судя по сохранившимся документам, противодействовал бандам Родионова, Кулакова, Соловьёва.
По подозрению в связях с «бандитами» бойцы Голикова в разное время и в разных местах арестовали восемь жителей. Одного из них спасло заступничество местной власти, двоим удалось сбежать. Из пяти остальных арестованных в целом за май 1922 года трое были расстреляны по приказу Голикова, а двое застрелены при попытке к бегству, причём один из бежавших был ранен лично Голиковым и утонул в реке.
В фильме "Гении и злодеи. Аркадий Гайдар" (2004 год) говорится: "В каждом мирном жителе, отказывавшемся сотрудничать, Голиков видел врага. Одного из них он самолично расстрелял, отрубил голову, отрезал руки, сложил всё в кожаный мешок и отправил родным. Топил врагов в реке, накинув верёвку с камнем на шею. Говорили, что так он утопил 120 человек".
Публицист Наталия Ольхова писала о неимоверной жестокости Голикова: «В конце 1990-х, собирая материалы для своей книги, я нашла документы, подтверждающие зверства отряда Аркадия Голикова. Я записывала рассказы бабушек, которые помнят Гражданскую войну, о том, как Гайдар стрелял в затылок любому, кого заподозрил в причастности к антисоветской деятельности, как сталкивал с обрыва женщин и детей. По его указу местных жителей расстреливали без суда и следствия, рубили шашками, бросали в колодцы».
Я попросил специалиста по истории революции и гражданской войны доктора исторических наук, профессора Бориса Ивановича Колоницкого ответить, были ли действия отрядов Голикова Гражданской войной или спецоперацией по борьбе с бандитизмом.
Click to view
https://vk.com/video1243120_456243950 У командира Голикова сложились непростые отношения с подчинёнными. Так, он арестовал шестерых бойцов вернувшегося с оперативного задания взвода, которые выразили недовольство его жестокостью как командира. Голиков появлялся пьяным среди красноармейцев и гражданских лиц. Подчинённые доносили в ГПУ: "Голиков занимается не ликвидацией бандитизма, а мародёрством, пьянками, порками и публичными расстрелами".
Начальник особого отдела Коновалов нашёл Голикова виновным в самочинных расстрелах и достойным заключению под стражу. На Аркадия завели сразу четыре дела и вызвали для дознания в Красноярск. 18 августа было решено обсудить его на совместном заседании президиума губкома и контрольной комиссии РКП(б). 1 сентября 1922 года Голиков был исключён из партии и переведён на 2 года в разряд испытуемых с лишением возможности занимать ответственные посты.
После разбирательств в Красноярске Голикову сразу же было назначено психиатрическое освидетельствование. Первые признаки болезни у Аркадия проявились в 1922 году в период его службы в Енисейской губернии. Голиков постоянно испытывал резкие перепады настроения. Сохранились воспоминания очевидцев о том, что он несколько раз резал себя бритвой, и только своевременное вмешательство близких и врачей спасало его от неминуемой смерти.
Сам Аркадий так вспоминал о своём пребывании в психлечебнице: "Я признавался себе самому в палате психушки, что убитые мною староверы хакасы-табунщики и крестьяне-антоновцы окружают меня ночами и не дают до конца вскрыть все вены и размазать голову о стену, и захлебнуться спиртом, не дают".
В ноябре 1924 года Голиков был уволен из РККА по болезни с диагнозом «травматический невроз», который развился вследствие повреждения спинного и головного мозга после ранения осколком шрапнели и неудачного падения с лошади в 1919 году.
Биограф писателя Б.Н. Камов приводит фразу из дневника Гайдара: «Снились люди, убитые мною в детстве».
Сны были записаны Аркадием по просьбе его лечащего врача А.О. Эдельштейна в декабре 1930 года.
"Мучает меня совесть", - признавался себе Гайдар.
От этого происходили рецидивы его болезни, сопровождаемые запоями. Врач-психиатр предложил Гайдару испытанный способ самоизлечения - написать о своей жизни, и вообще писать рассказы о добром и хорошем.
"Я приходил в себя, вспоминая разговор с Михаилом Васильевичем Фрунзе в 1924 году после моего обиженного прощального письма Красной армии. Он тогда посоветовал мне заняться писательством".
От своих мук Аркадий уходил в придуманный им светлый мир детства и добрых людей, от страшных воспоминаний сбегал в мечту.
Click to view
В Арзамасе Гайдар написал большую автобиографическую повесть «В дни поражений и побед». Через год он принёс в редакцию ленинградского журнала "Ковш" несколько исписанный тетрадок и попросил напечатать его роман. Получив деньги и перепечатанный экземпляр рукописи, Аркадий купил себе одежду, которую любил больше всего: командирские сапоги, будёновку и длинную кавалерийскую шинель.
Осенью 1925 года Гайдар уехал в Ленинград. Там он встретился с писателями Фединым, Семёновым, Слонимским и показал им свою первую повесть. Она вышла в свет в Ленинграде, в альманахе «Ковш», подписанная ещё «Аркадий Голиков». Тогда же был написан рассказ «Р.В.С.». 7 ноября был опубликован рассказ «Угловой дом» - первое произведение (как принято считать), подписанное псевдонимом «Гайдар».
Писатель никогда не рассказывал, как возникло это слово. Если приставали с вопросом, Гайдар отделывался шуткой. Сын писателя Тимур Аркадьевич называл отца большим выдумщиком и расшифровал Гайдар как Голиков Аркадий из Арзамаса. На самом деле Гайдаром Голикова прозвали жители Хакасии. «Гайдар» - слово чисто хакасское, только правильно оно звучит не «гайдар», а «хайдар» и означает не «вперёд идущий», а просто «куда». А это слово прилепилось к Голикову потому, что он у всех спрашивал: «Хайдар?» То есть: «Куда ехать?»
Наибольшую известность принесли Гайдару выступления в публицистическом и сатирическом жанре. Но знаменитым писатель стал после автобиографической повести "Школа".
В 1928 году в Москве Гайдар создавал повесть «На графских развалинах». 1932 году в начале августа он почти месяц лечился в психоневрологической больнице. Во время лечения работал над повестью «Военная тайна». "За свою жизнь я был в лечебницах раз восемь или десять, - признавался Гайдар. - Но именно в самой плохой хабаровской лечебнице была написана повесть о Мальчише-Кибальчише".
Гайдар тяжело переживал критику «Военной тайны», испытал нервное потрясение и лечился в санатории в Крыму.
С начала 1935 года писатель жил в Арзамасе, в мае переехал на лето в пригород, писал «Голубую чашку», затем возвратился в Москву.
В 1936 году зимой и летом жил под Москвой, сильно болел. Начал работать в кино, редактировал и исправлял сценарии других авторов. Появился фильм «Дума про казака Голоту» по его рассказу "Р.В.С".
Весной 1937 года в Доме творчества в Ялте писал повесть «Бумбараш», но оставил её незаконченной.
В январе 1939 года Гайдара наградили орденом "Знак почёта" за литературную деятельность.
Писатель задумал сценарий «Тимур и его команда». В мае вышла повесть «Судьба барабанщика» о мальчике, у которого арестовали отца.
В начале апреля 1940 года Гайдар закончил сценарий «Тимур и его команда», а с середины июня писал по нему одноимённую повесть, которую закончил в середине августа в Клину. В том же году писал сценарий «Комендант снежной крепости» и составил заявку на сценарий «Пионерия», или «Лагерь в лесу».
Произведения Аркадия Гайдара включили в школьную программу, они переведены на многие языки мира. Наиболее известные: «P.B.C.» (1925), «Школа» (1930), «Четвёртый блиндаж» (1930), «Дальние страны» (1932), «Военная тайна» (1935), «Голубая чашка» (1936), «Судьба барабанщика» (1938), «Чук и Гек» (1939), «Тимур и его команда» (1940), «Горячий камень» (1941).
В Советском Союзе книги Гайдара играли огромную роль в воспитании подрастающих поколений и пропаганды коммунистических идей. Повесть «Тимур и его команда» фактически положила начало уникальному тимуровскому движению, ставившему своей целью добровольческую помощь ветеранам и пожилым людям со стороны пионеров.
Помню, как в пионерском лагере мы хором пели песню "Гайдар шагает впереди". Многие произведения Аркадия Петровича неоднократно экранизировались. В процессе подготовки поста я пересмотрел любимые фильмы: "Тимур и его команда", "Дума про казака Голоту (РВС)", "На графских развалинах", "Чук и Гек", "Голубая чашка", "Судьба барабанщика", мультфильм «Горячий камень», "Сказка о Мальчише-Кибальчише".
Любопытно, как сложилась судьба исполнившего роль Мальчиша-Кибальчиша в фильме 1964 года (режиссёр Евгений Шерстобитов) Серёжи Остапенко. После распада СССР он эмигрировал в США, основал свою компанию. Ныне живёт во Флориде, в пригороде города Тампа. Борец с буржуинами за светлое коммунистическое будущее сам стал буржуином. А вот исполнитель роли "Мальчиша-Плохиша" Серёжа Тихонов в 22 года погиб...
Маргарита Казачок условно выделяет три этапа в научном познании А.П. Гайдара:
Домифологический период (1920-е - начало 1940-х годов) включает прижизненные публикации о писателе и характеризуется началом процесса мифологизации Гайдара.
Мифологический период (1950 - 1980-е годы) - советским гайдароведением создаётся миф о писателе («Всадник, скачущий впереди»). В этот период советские и партийные органы всячески способствуют усилению пропаганды гайдаровского творчества.
Постмифологический период (1990-е и последующие годы). В 1990-х годах происходит демифологизация феномена личности и творчества Гайдара. Вместе с тем следует череда откровенно ложных, не подтверждённых документально и научно не обоснованных публикаций. С целью сломать устоявшееся сознание общества для быстрейшего реформирования экономики и социально-политического устройства в стране появляются произведения Ю. Прошутинский «Не читайте детям Гайдара!» (1992), В. Солоухин «Солёное озеро» (1994) и другие.
После начала Великой Отечественной войны Гайдар просился в действующую армию, но учитывая состояние его здоровья, ему отказывали. Писатель обращался в различные инстанции, и в конце концов 21 июля выехал в действующую армию в качестве корреспондента газеты «Комсомольская правда». По словам внука - Егора Гайдара - "Дед хотел погибнуть на войне, потому что ему страшно не нравилось, что делал Иосиф Виссарионович".
В сложившейся к сентябрю 1941 года на Юго-Западном фронте угрозе окружения 600-тысячной армии часть военных журналистов покинула фронт. Гайдару предложили место в последнем самолёте, улетавшем из Киева в Москву, но он отказался. Журналисты, вернувшиеся в Москву, сообщили, что Гайдар жив и даже провожал их, но лететь не захотел, вёл себя подозрительно, изучал немецкий язык.
Следователи НКВД завели дело на Гайдара, поскольку решили, что военный корреспондент Гайдар остался за линией фронта сознательно. Так возникла версия о подозрительном невозвращении Гайдара.
У писателя могло быть два довода остаться: считал, что не имеет права улетать, поскольку такой возможности нет у большинства солдат окружённой армии, и к тому же хотел пройти с окружёнными войсками весь путь и написать об этом книгу.
Через три дня после прилёта последнего самолёта из Киева жена писателя Дора Матвеевна обнаружила в почтовом ящике письмо от Гайдара, но адрес на конверте был написан незнакомой рукой. В самом письме были такие слова: «Эти товарищи, которые передадут тебе письмо, из одной со мной бригады. Напои их чаем или вином. Они тебе обо мне расскажут». Дора Матвеевна не знала, что Гайдар находится под подозрением. Осталось неизвестным, с кем было отправлено из Киева письмо Гайдара.
В сентябре (по другим сведениям, 4 октября) 1941 года Гайдар попал в партизанский отряд Горелова. В отряде был пулемётчиком, особенно отличился в бою на территории лесопильного завода (22 октября), когда он и ещё два пулемётчика успешно отразили наступление немцев.
Следующее письменное известие о Гайдаре было получено ещё до освобождения оккупированной территории Украины - его передал лейтенант Сергей Абрамов, сопровождавший Гайдара в день гибели. В мае 1942 года в ящике для писем с фронта, стоящем в вестибюле Союза писателей в Москве, был обнаружен солдатский треугольник.
"Уважаемая товарищ Гайдар! - так начиналось письмо. - …Выполняя просьбу Вашего мужа, Гайдара Аркадия Петровича, сообщаю Вам, что он героически погиб от рук фашистских варваров 26 октября 1941года… Вы знаете, что Аркадий Петрович… был корреспондентом Юго-Западного фронта… Когда образовалось окружение, то Гайдару предложили вылететь на самолёте, но он отказался и остался с окружённой армией. Когда часть армии была разбита, то мы, выходя из окружения, остались в партизанском отряде в Приднепровских лесах. И однажды мы ходили по продукты на свою базу и нарвались на немецкую засаду, где и был убит тов. Гайдар Аркадий Петрович. Его могила находится в Полтавской области, около железной дороги, которая идёт с Канева на Золотоношу. Если ехать с Канева, то надо доехать до станции Леплява… Там есть будка, вот около этой будки на правой стороне железной дороги, метрах в пяти от полотна, и похоронен он. Будочник знает могилу… Остаюсь - лейтенант С. Абрамов".
Официальные органы (НКВД) не признали достоверность письма. Оставалось неизвестным, кто такой лейтенант Абрамов: обратного адреса на письме не было. Возникла ещё одна версия, не сам ли Гайдар прислал это письмо?
По просьбе близких писателя командование поручило разведгруппе, действовавшей в немецком тылу на территории Полтавской области, проверить сведения лейтенанта Абрамова. В августе 1943 года в донесении старшего лейтенанта И. Гончаренко сообщалось, что он «лично тоже встречался и много беседовал» с Гайдаром «в октябре 1941 года» под Леплявой, и подтверждалось, что Аркадий Петрович погиб, когда ходил «на хутор за продуктами», и похоронен «возле железной дороги». Личность И. Гончаренко была хорошо известна, его донесениям доверяло фронтовое командование, но в Москве и этот документ был поставлен под сомнение.
Почему же?
Было подозрение, что Гайдар остался в окружении, чтобы перейти к немцам. Но с этим не согласилась редколлегия газеты «Комсомольская правда». После освобождения Украины в 1944 году военный корреспондент газеты капитан А.Ф. Башкиров по заданию редакции разыскал в Полтавской области место захоронения недалеко от железной дороги и провёл расследование обстоятельств гибели Гайдара.
Согласно донесению вернувшегося в Москву Башкирова, который ссылается на рассказы «знавших Гайдара колхозников и партизана Бутенко» "Гайдар погиб 26 октября 1941 года в результате стычки с немецкой засадой. Как утверждает Бутенко, в этот день Гайдар и ещё четыре партизана пошли на продбазу отряда. Там на них напали немцы. Гайдар поднялся и крикнул: «В атаку»! Его сразила пулемётная очередь. (Остальные четверо спаслись.) Немцы тут же сняли с погибшего партизана его орден, верхнее обмундирование, забрали тетради, блокноты. Тело Гайдара захоронил путевой обходчик…"
Башкиров также подготовил для «Комсомольской правды» большую статью о Гайдаре, о его подвиге в бою у лесопильного завода. Статья уже была поставлена в номер, но по указанию надзорных органов была снята, а Башкиров тут же отправлен обратно в действующую армию.
Почему?
Биограф Аркадия Гайдара Б.Н. Камов близко знал двоих из четырёх партизан, оставшихся в живых - Сергея Абрамова и Василия Скрыпника. Камов Б.Н. пишет: "Утром 26 октября 1941 года Гайдар с четырьмя товарищами возвращался с продуктовой базы во временный лагерь. Не доходя, сделали привал. Гайдар вызвался зайти к знакомому путевому обходчику попросить хлеба или картошки. Для этого поднялся на высокую железнодорожную насыпь и увидел засаду. <…> - "Ребята, немцы!" - крикнул он. Раздалась пулемётная очередь".
Свидетели того боя говорили, что немцев в Лепляве не было. Выжившие свидетели села утверждают, что в селе в тот момент были полицейские "чёрная сотня". Один их полицейских житель села Лепляво Яков Воропай стрелял в Гайдара и убил его. Позже Воропай повесился. Тело захоронил путевой обходчик недалеко от своей будки.
Чтобы избежать надругательства над покойным со стороны гитлеровцев, местные жители соорудили ложный холм. В дальнейшем эти обстоятельства послужили пищей для слухов о том, что Гайдар выжил, прятался в деревне и намеревался перейти линию фронта.
В сентябре 1947 года Союз писателей СССР решил перезахоронить тело Гайдара в Москве. Сталин дал согласие. В село Лепляво, где был захоронен Гайдар, прибыла специальная комиссия, чтобы вскрыть могилу и перевезти останки в Москву. Когда могилу вскрыли, провели экспертизу останков, жена и сын подтвердили их принадлежность. Однако первый секретарь компартии Украины Хрущёв воспрепятствовал переправке останков в Москву, и в результате их захоронили на берегу Днепра в городе Канев. Спустя некоторое время на могиле был установлен бюст писателя, вылитый из бронзы. Он стоит на высоком красно-сером гранитном постаменте, на котором высечены имя и фамилия писателя и его даты рождения и смерти.
1 января 1965 года был опубликован указ о посмертном награждении Гайдара орденом Отечественной войны I степени «за отвагу и мужество, проявленные в борьбе против немецко-фашистских захватчиков», хотя перед этим готовилось присвоение звания Героя Советского Союза - вместе с Рихардом Зорге в 1964 году.
В 2008 году по телевидению показали фильм журналиста Сергея Медведева "Гибель Гайдара. Легенда о красном всаднике". В фильме рассказывается, что уже после окончания войны в партийные и советские инстанции приходили письма, будто Гайдара видели то в лагере для военнопленных, то в армии предателя генерала Власова.
Выжившие в войну свидетели утверждали, что Гайдар в том бою не погиб, и его потом видели в селе Тулинцы, где квартировала немецкая часть. Село расположено в 60 км от села Леплява, где по официальной версии погиб писатель. Будто бы поздней осенью 1941 года Гайдар с товарищем пришли в дом Христины Кузьменко и прожили там всю зиму. Христина Кузьменко убедительно утверждала, что у неё в доме во время войны жил Аркадий Гайдар. Она узнала его по фотографии в книге, которую взяла почитать уже после войны. Христина утверждала, будто живший у неё человек называл себя Аркадий и вспоминал своего сына Тимура.
Но когда эта информация дошла до высоких инстанций, то был поставлен запрет на её дальнейшее исследование. Гайдара подозревали в измене Родине и потому не позволили опубликовать в газете "Комсомольская правда" результаты расследования корреспондента Башкирова, который утверждал, что Гайдар погиб в стычке с карателями.
Мне лично не понятна природа слухов, что Гайдар мог сдаться немцам. Да, немцы были большими мастерами фальсификаций, используя информацию пленных и даже о погибших бойцах в своих интересах подготовки шпионов и диверсантов. Гайдар мог попасть в плен, если был ранен или контужен. Но даже в плену он вряд ли бы согласился сотрудничать с немцами.
Однако, если надзорные органы запрещали публикации о героической смерти Гайдара, значит для этого были какие-то основания. Какие? Скорее всего, они засекречены. Это можно понять. Власти не могли допустить разрушения героического мифа, который создал Аркадий Гайдар своими повестями и рассказами. Один факт, что Гайдар находится в плену, дискредитировал бы героический образ борца в глазах подрастающего поколения. Поэтому власти не могли рассекретить информацию, а просто запрещали публикации на эту тему.
Почему же органы НКВД завели дело об изменнике Гайдаре и препятствовали распространению истины?
Зачем Гайдар остался в окружении и изучал немецкий язык?
Существует версия, будто Гайдар имел цель внедриться в немецкие разведывательные органы, как это делали наши разведчики, и что хорошо показано в фильме "Путь в Сатурн".
Но если это правда, то кого же тогда захоронили в Каневе, и куда исчез сам Гайдар?
Что мешало сделать генетическую экспертизу останков Гайдара, чтобы убедиться, что в могиле захоронен известный писатель?
Мне лично до сих интересно последнее произведение Аркадия Гайдара - философская сказка "Горячий камень". Он написал её в апреле 1941 года незадолго до начала Великой Отечественной войны. Писатель был уже на фронте, когда в журнале «Мурзилка» за 1941 год, No 8, 9, была опубликована его сказка. В ней рассказывается о мальчике по имени Ивашка Кудряшин, который залез в чужой сад за яблоками и его поймал сторож, однако, к удивлению мальчика, он отпустил его. Ивашка забрёл в лес и наткнулся на камень на нём была надпись, которая гласила, что тот, кто поднимет этот камень в гору и разобьёт его там на части, снова станет молодым. Мальчик пожалел старика и решил вернуть ему молодость.
В этой сказке Аркадий Гайдар говорит о себе самом: «И на что мне иная жизнь? Другая молодость? Когда и моя прошла трудно, но ясно и честно!»
За всем этим лежит простая и вместе с тем очень важная мысль: жизнь даётся человеку один раз, её нужно прожить достойно, её нельзя будет потом «переписать набело».
"С тех пор прошло много лет, но камень тот так и лежит на той горе неразбитым.
И много около него народу побывало. Подойдут, посмотрят, подумают, качнут головой и идут восвояси.
Был на той горе и я однажды. Что-то у меня была неспокойна совесть, плохое настроение. «А что, - думаю, - дай-ка я по камню стукну и начну жить сначала!»
Однако постоял-постоял и вовремя одумался.
«Э-э! - думаю, скажут, увидав меня помолодевшим, соседи. - Вот идёт молодой дурак! Не сумел он, видно, одну жизнь прожить так, как надо, не разглядел своего счастья и теперь хочет то же начинать сначала».
Скрутил я тогда табачную цигарку. Прикурил, чтобы не тратить спичек, от горячего камня и пошёл прочь - своей дорогой.
Каждый человек приходит на Землю со своей строго определённой и неповторимой целью. Чтобы выполнить эту цель нужно познать себя, своё предназначение. А для этого необходимо быть самим собой и верить в своё предназначение, в то, что ты можешь и должен сделать, чего никто сделать не сможет. Мы должны видеть свою жизнь как центральное событие истории, и делать её таковой. Постичь замысел в отношении себя - значит понять всеобщий замысел для всех существ, общий для каждого человека, особенный в отношении тех, среди кого ты живёшь, и индивидуальный в отношении тебя!"
(из моего романа-быль «Странник (мистерия) на сайте Новая Русская Литература
18\10\2024 Б.И. Колоницкий прочёл лекцию "Политическое использование понятия "гражданская война" 1917-1918 гг." и ответил на мои вопросы
Click to view
https://vk.com/video1243120_456243949 Так что же вы хотели сказать своим постом? - спросят меня.
Всё что я хочу сказать людям, заключено в основных идеях:
1\ Цель жизни - научиться любить, любить несмотря ни на что
2\ Смысл - он везде
3\ Любовь творить необходимость
4\ Всё есть любовь
А Вы согласны, что существует ТАЙНА СМЕРТИ ГАЙДАРА?
© Николай Кофырин - Новая Русская Литература