Про БМП. Часть 2.

Jul 22, 2013 00:32

Оригинал взят у bulochnikov в Про БМП. Часть 2.

Начало в части 1.

ПРОБЛЕМЫ БМП-3 - ЭТО ПРОБЛЕМЫ ВСЕЙ РОССИЙСКОЙ АРМИИ

За время службы я слышал много нареканий на БМП-3 и от офицеров, но когда спрашивал их, сколько они на ней прослужили, то выяснялось, что ни один из них не имел счастья даже познакомиться с машиной. Все разговоры об излишней сложности БМП-3 и неприспособленности к ремонту в полевых условиях базируются на словах кого-то со стороны. Эти разговоры ходили даже у нас в училище на рубеже 1980-1990 гг. Однако я не слышал от офицеров 228-го мотострелкового полка нареканий на сложность; механики-водители, которые призывались из колхозов и из шахт, копаясь в двигателях, не говорили о том, что ее невозможно отремонтировать. Солдаты срочной службы вполне успешно осваивают машину, просто их надо учить этому, учить в учебных подразделениях, учить каждодневно в частях, учить и воспитывать. Машина, одновременно с простотой, требует детальной подготовки личного состава для ее эксплуатации и применения по боевому предназначению. Тогда она и покажет себя во всем блеске стали и огня.

Из 326 случаев выхода из строя БМП-3, зафиксированных за два года в 19 омсбр, почти 99% - это неисправности, возникшие в ходе эксплуатации по вине личного состава, а довольно большая часть претензий вообще не подтверждается при проверке ремонтными бригадами: зачастую свое неумение и недостатки в подготовке личный состав просто пытается переложить на машину.



У машин раннего выпуска приемо-передатчик дальномера был расположен над стволом и после каждого марша приходилось проводить его выверку.

А что же мы хотим, когда учебных подразделений, готовящих специалистов по обслуживанию и ремонту БМП-3, уже нет, ремонтных подразделений в штатах бригад не осталось (только подразделения обслуживания), в штате мотострелковой бригады даже нет аккумуляторщика, хотя первое место в перечне неисправностей занимают именно севшие аккумуляторные батареи, не говоря уже о том, что в училищах до сих пор курсантов учат на БМП-2 и БТР-80. Когда делал фотографии для этого материала, спросил у лейтенанта о его впечатлениях от машины. В ответ услышал: «Не знаю пока - в училище мы ее не изучали, а здесь я всего раз ее по кругу провел летом и все». А ведь вопрос свой я задал ему уже зимой.

С одной стороны избавили армию от несвойственных ей задач - отдали весь ремонт техники заводским структурам, но с другой стороны - этим самым мы лишили солдата ежедневного общения с машиной, изучения не стенда в классе, а живой, закрепленной за ним техники со всеми ее индивидуальными особенностями. Механик-водитель превратился в обычного ездока, не способного ни на что, кроме как давить на педали и крутить штурвал.

Ведь нет более действенной технической подготовки, чем собственноручный ремонт вверенной техники под присмотром специалиста, но и должности старших техников перешли в разряд сержантских. А кто сейчас сержант? Сержант - это тот же «срочник», прослуживший от полугода до года и так же, как и все остальные, не имеющий опыта войскового ремонта машины. Из кого тогда растить старших техников, если все ремонтные работы выполняют заводские бригады?

Машины с течением времени выходят из заводского гарантийного обслуживания, а личный состав их ремонтировать не умеет - вот к чему привело увлечение аутсорсингом.

В свое время мне пришлось командовать сводным взводом учебных машин, а потом и сводной ротой учебных БМП-3 на полигоне в Шилово. Задачей этих подразделений фактически были ремонт, восстановление и подготовка машин учебно-боевой группы к занятиям.

И первое, что мне пришлось делать - это учиться у механиков-водителей и артмастеров. Это уже потом я сам мог, не залезая в двигатель, подсказать любому солдату, что у него сломалось и что надо сделать, а поначалу я сам учился. Да, я это говорю, ничуть не стесняясь, - я учился у солдат и сержантов, советовался с прапорщиками и офицерами, надоедал вопросами ребятам из заводских бригад. Не вижу в этом ничего постыдного. Но обратите внимание - учился у солдат и сержантов срочной службы, а не у профессиональных военнослужащих по контракту, а это уже говорит об их уровне подготовки.

Как и у любой другой машины, у БМП-3 есть свои слабости и недостатки. А кто-нибудь сможет мне показать машину без них?

Суть наших основных претензий к конструкции машины заключалась в том, что приемо-передатчик дальномера был установлен над стволом орудия, из-за чего после каждого марша при подготовке к стрельбе (ведению боя) приходилось проводить его выверку.

Однако уже сейчас в бригаде идет замена БМП-3 с прежним расположением прибора на машины, у которых приемо-передатчик перенесен на броню башни справа от орудия.

Изначально в конструкцию БМП-3 была заложена возможность изменения клиренса, но механизм оказался слаб и постоянно выходил из строя, поэтому его сначала заблокировали, а потом и вообще сняли. Так до сих пор машина и не получила нового механизма изменения клиренса (МИК). А ведь его наличие способствует повышению точности огня на пересеченной местности, улучшению проходимости и повышает возможности по скрытному расположению за элементами рельефа местности или ландшафта, а вкупе - повышает огневые способности и выживаемость машины на поле боя.



С учетом пожеланий военных у более новых БМП-3 приемо-передатчик перенесен.

Не отработан до сих пор режим работы механизма заряжания (МЗ) 100-мм орудия 2А70, именуемый «серия», который позволяет досылать в канал ствола очередной снаряд без дополнительного нажатия кнопки МЗ. Дело в том, что при работе в этом режиме у механизма заряжания лапки захвата снаряда выбивает внутрь, что приводит к задержке стрельбы. Более того, до сих пор не решен вопрос - а нужен ли вообще этот режим? На мой взгляд, можно легко обойтись и без него, а в некоторых случаях режим «серия» может оказать и медвежью услугу, когда срочно необходимо произвести выстрел не тем снарядом, который уже автоматически дослан в орудие. В войсках, по крайней мере, им вообще не пользуются.

С другой стороны радует, что произошли изменения в системе ручного перезаряжания 30-мм пушки 2А72 - изменились в лучшую сторону расположение механизма и его рукоятка.

Однако механизм заряжания орудия стоит далеко не на первом месте в перечне неисправностей БМП-3. Тут в числе лидеров все же стартер, частота выхода которого из строя по тем или иным причинам опережает даже неисправности в ТНВД или гидро-объемной передаче (ГОП).

Есть и другие мелкие технические детали, которые иногда ставили в тупик личный состав, например, под двигателем располагаются два патрубка, идущих от масляного бака и от бака с охлаждающей жидкостью. Доступ к ним возможен через технологический лючок, но расположены они так, что для замены маслопровода сначала надо разъединить патрубок системы охлаждения и слить охлаждающую жидкость, а уж потом заниматься заменой маслопровода.

Но весьма радует то, что Курганский завод прислушивается к мнению из войск и постепенно доводит машину, постоянно улучшает ее, устраняя неприятные моменты, даже если это просто расположение переключателей, тумблеров или приборов. Например, было неудобно, не отрываясь от прицела, действовать переключателем баллистики на блок-прицеле наводчика-оператора. Сейчас на машинах ставят обновленный блок-прицел, с него снят переключатель типа баллистики и перенесен на левую сторону погона башни так, чтобы солдат мог легко его найти и переключить не отрываясь от обзора поля боя. У основания блок-прицела появился перископ с более широким полем обзора, чем у прицела.

Был раньше и такой недостаток - при длительном нахождении машины без заводки двигателя масло перетекало в цилиндры двигателя, что при недостаточной подготовке механика-водителя приводило к гидроудару. На нынешних образцах БМП-3 стоит уже реверсивный масляный насос, который сначала откачивает масло в бак, а уж потом нагнетает его в систему - угроза вывода двигателя из строя по этой причине практически ушла в прошлое.

Единственное пожелание, которое сейчас высказывают в беседах наводчики-операторы из числа военнослужащих по контракту к конструкторам и производителям: «Дайте нам прицел помощнее - с большей дальностью ведения огня, орудие позволяет вести огонь на большую дальность, а прицел ограничивает эту возможность. Дайте прицел наподобие танкового».

Новое руководство МО РФ приняло решение об увеличении количества часов, отводимых на техническую подготовку, а также о восстановлении в структуре бригад ремонтных подразделений. И это уже положительный момент, а то заводские бригады вынуждены устранять даже такие неисправности, как: утечка масла из ГОП; течь охлаждающей жидкости из термостата; отвернут концевой выключатель угла заряжания; отогнут концевой выключатель люка; перегорел предохранитель.

А ведь почти четверть списка неисправностей занимают именно такие ничтожные детали, которые любой механик-водитель в состоянии сам исправить при условии, что он этому обучен. Попробовал бы раньше кто-то из механиков-водителей заикнуться о том, что ему для замены предохранителя нужны специалисты от завода. Его, как минимум, подняли бы на смех. Что в боевых условиях и на марше для этого тоже будем ждать представителей завода?

Случаев выхода из строя БМП-3 действительно много, но давайте разберемся в причинах этого.

Первое - это, как я уже и говорил, низкий уровень подготовки личного состава и отсутствие каждодневной практики в обслуживании и эксплуатации техники.

Второе - возросшая интенсивность проведения занятий с практическим выполнением упражнений по вождению машин. Но ведь низкая техническая грамотность личного состава никуда не исчезла! При этом отсутствует необходимое техническое обслуживание в ходе эксплуатации БМП учебно-боевой группы (УБГ). Их попросту гоняют в хвост и в гриву до тех пор, пока они не начинают рассыпаться, а взамен «убитых» машин ставят технику уже боевой группы, которую ждет та же участь.

Третье - одновременно с содержанием техники учебно-боевой группы, в частях содержат подразделения противодействия терроризму, ротные и батальонные тактические группы, что особенно актуально для соединений и частей Северо-Кавказского (Южного) военного округа. Помимо того, что вся техника этих подразделений должна быть технически исправной, так в ней еще и нельзя содержать машины УБГ, а отсюда вытекает необходимость перезакрепления машин для укомплектования тактических групп - перетасовки техники между подразделениями. Когда на машине сидит временщик, то трудно ожидать от него должного отношения к вверенной ему технике. Не моя - не жалко. Отсюда и появляются необслуженные аккумуляторные батареи, неподтянутые дюриты, сгоревшие и незамененные предохранители, отогнутые и отвернутые концевые выключатели, течь масел и жидкостей, которые приводят потом к заклиниванию двигателя или пролому маски башни, незакрытые лючки и пробки в днище машины, из-за которых машины тонут во время плава. А ведь БМП-3 первой партии пришли в бригаду отнюдь не с завода, а из частей Московского военного округа, где эксплуатировались еще с 1990 гг. Именно они и выходят из строя в первую очередь.

Но разве это вина машины? В первую очередь это вина и недостатки людей, принимавших такие решения.



И как ремонтировать технику, как ее поддерживать в нужном техническом состоянии, когда нужны запасные части, а их нет? Ведь кто-то должен следить за потребностью подразделений в запчастях, заказывать их в довольствующих органах, вести учет неисправностей, выполненных работ и замененных деталей. Но из всей технической части в бригаде остался лишь начальник бронетанковой службы - это тоже следствие «оптимизации системы управления» в войсках. Его одного не хватает на то, чтобы быть одновременно в парке боевых машин, в хранилищах техники подразделений, в пункте технического обслуживания и ремонта с заводской бригадой, на полигоне и в полевом парке, а также еще и в кабинете, чтобы выполнять рутинную бумажную работу.

Если продолжать перечислять все, что оказывает крайне негативное влияние на образ машины, то боюсь, что получится статья не о самой БМП-3, а о проблемах армии.

В машину заложен огромный модернизационный потенциал. В частности, она легко вписывается в систему сетецентрического управления - достаточно снабдить ее подходящими средствами приема и обмена информацией, навигации и телекоммуникации. Внутреннее пространство БМП-3 позволяет все это разместить.

Уже разработаны 100-мм управляемый выстрел повышенного могущества с увеличенной дальностью стрельбы, неуправляемый 100-мм выстрел с осколочно-фугасным снарядом повышенного могущества и увеличенной дальностью стрельбы и 30-мм бронебойно-подкалиберный снаряд повышенного могущества. Лишь отсутствие прицела не позволяет увеличить дальность прицельной стрельбы ракетой «Аркан» до 5500 м, а 100-мм ОФС - до 7000 м.

Давно есть наработки и по повышению защищенности БМП-3: ее можно оснастить и динамической защитой, и системой активной защиты, и генераторами помех дистанционным средствам подрыва.

Если нужна единая база для размещения различных систем вооружения, то БМП-3 прекрасно справится и с этим. На ее базе уже разработаны ПТРК «Хризантема», СПТО «Спрут», БРМ «Рысь». Но на БМП-3 вполне можно разместить вооружение «Ноны» и «Вены», зенитные комплексы различной конфигурации, пакеты направляющих РСЗО.

Может быть, уже появилась такая отработанная база, которая превосходит и базу БМП-3 и зарубежные машины такого класса? Отнюдь. «Курганец» пока пребывает в стадии разработки.

Попытка перевести БМП на колесный ход изначально обречена на провал, поскольку колесная база уступает гусеничному движителю по проходимости. Этот вариант приемлем для действий в аравийских и азиатских песках, но никак не в условиях нашей грязи, глины и дорожных направлений, заменяющих сами дороги.

Вот и напрашивается итоговый вопрос: а не рановато ли мы отказываемся от машины, которую даже не до конца узнали, в угоду новому, но пока не апробированному проекту? Может быть, стоит для начала загрузить промышленность заказами на модернизированную БМП-3 с повышенным уровнем защищенности и приспособленную для ведения боя днем и ночью в условиях современной войны? Тогда и для доводки новой БМП, опережающей все существующее в мире, будут время, средства и возможности. Нужно только дождаться мнения военной науки о том, для чего и какая боевая машина пехоты нужна ВС РФ, а дальше, думаю, за конструкторской мыслью дело не станет.

Previous post Next post
Up