Часть вторая
Федеральная трасса Колыма
фото к тексту
http://fotki.yandex.ru/users/strannic1959/album/196235/фильм
http://youtu.be/1LqEp6lPdX4?list=PLUATJB0R4qt4PCtatnE1MKc-QxYPH8uKY Посёлок Хандыга стоит на пересечении двух очень важных путей, это водный путь по реке Алдан и единственная сухопутная дорога на Магадан. Вот по этой дороге я и собирался добраться до начала подъёма к горам Сунтар-Хаята по реке Сунтар. Устроившись в гостиннице я приступил к закупкам продовольствия на два с половиной месяца пути, их надо было взять с запасом на случай всяких неожиданных задержек, так, как пополнить запасы в пути, в тех местах не представляется возможным. Помимо продуктов надо было запастись всякими мелочами типа батареек, свечей, фонаря и тд. После этого надо было найти машину до интересующего меня места.
Большую часть необходимого я купил в ближайшем к гостиннице магазине, о чём потом очень пожалел. Продавщица, видя, что я приезжий, продала мне много бракованного товара, дрожжи оказались просроченными, срок действия батареек закончился несколько лет назад, фонарь внутри оказался ржавый. Когда я столкнулся в тайге с результатами своей невнимательности , я долго материл эту жадную особу. Надо отметить, что магазинов в посёлке много, но выбор продуктов весьма ограничен, найти скажем крупы , которые варятся в пакетиках оказалось проблемой. Ближе к концу дня, я перетащил в гостинницу и упаковал около 70 килограмм продовольствия, взял на заправке 4 литра бензина для горелки и закупил все мелочи необходимые в длительном пути.
Теперь оставалось нанять машину, вот тут и начались трудности. Так,как вес моего груза подбирался к 120 кг, то о попутке нечего было и мечтать.Обзвонив по газете все компании перевозчики в посёлке, я выяснил, что ездят охотно только в сторону Якутска, в ту сторону можно было уехать хоть сейчас. Наконец в одной фирме согласились меня отвезти непосредственно до нужного места, то есть до Щючьих озёр, что находятся недоезжая моста через реку Сунтар около 5 км. и пообещали уазик. Денег правда запросили немало. Ехать сказали лучше в ночь, что бы было не жарко. Ночи в этот момент были светлые, солнце только ненадолго заходило за горизонт. Буквально через час, только я закончил заряжать фото и видео аппаратуру, подъехала за мной машина. К моему удивлению, вместо уазика, подъехало чудо российского автопрома-Лада Калина. По прошлому опыту я знал, что на реке Кюбюме разрушен мост, построенный ещё во времена Дальстроя и машины ездят вброд.В малую воду уазик проходит сам, а в большую его перетаскивают Уралом. Легковушка там не проходит ни при какой воде! Водила стал оправдываться и в конце концов предложил довезти до Кюбюме. Там возле брода есть заправка, останавливаются все машины и до нужного мне места остаётся всего 30 км. Застрять в посёлке в поисках нормальной машины не хотелось, я согласился и мы выехали в ночь.
Мы благополучно преодолели почти 300 километров и когда до Кюбюме оставалось всего 50 км, мы упёрлись в небольшой ручей перетекавший поверх дороги.Всё, дальше проехать не могу- сказал мой водила, дальше любая попутка тебя подберёт. Так я оказался на безлюдной трассе в 4 часа утра, посреди горной лесотундры с кучей своего барахла в 120 кг весом. Несмотря на это я заметил, что горы вокруг меня, в лучах восходящего солнца были невероятной красоты. Ручей, который преградил нам путь, нёс кристально чистую воду, рядом нашлись дрова и я устроился пить чай, не спуская глаз с дороги. Машин не было и в помине, меня разморило у костра, я раскатал на гальке коврик и прилёг отдохнуть, глядя в чистое, голубое небо. Через пару часов меня разбудил шум приближающейся машины. Уазик шёл в нужном направлении, но был забит под завязку. На четвёртой машине я начал понимать, что пустые машины на трассе, видимо большая редкость и слова мои мысленно обращённые к водиле, высадившем меня на безлюдной трассе всё больше становились ненормативными. К середине дня я костерил его как только умел, но тут на моё счастье прибыли два камаза и у одного был пустой контейнер. Это были восьмая и девятая попутки. Я очень благодарен этим ребятам, они довезли меня до Кюбюме и не взяли ни копейки. Дальше наши пути расходились, они сворачивали на пос.Усть- Неру, а мне предстояло добираться ещё 30 км до Щучьих озёр.
В Кюбюме есть стоянка для машин, заправка,столовая и Урал, который перетаскивает машины через реку Кюбюме вброд. Здесь меня подобрал молодой парень, якут на уазике, направляющийся в Томтор, как раз в мою сторону. Несмотря на полный уазик барахла, нам удалось запихнуть в него мой груз и договорившись с Уралом мы двинулись через реку Кюбюме. Река здесь сильно разливается и переправа занимает минут 20, но зато вода на броде в этот день доходила только до фар уазика. Рядом с местом переправы, лежал перевёрнутый микроавтобус, от него торчал только кусок крыши, его перевернули дня три назад в большую воду, когда тащили Уралом. Перед переправой я взобрался на кабину нашего тягача, что бы снять видео этого рискованного предприятия. Всё прошло благополучно и к 11 вечера я уже поставил лагерь на Щючьем озере, как раз на том, где я собирался остановиться, изучая карту ещё в Москве во время подготовки к походу.
Утром 13 июня, оклемавшись после утомительной дороги, я осмотрел озеро в бинокль и заметил на другой стороне замечательное, ровное сухое место, среди редких лиственниц. Не долго раздумывая, я перенёс лагерь на новое место и устроился по возможности основательно, так,как на этом месте собирался провести дня четыре- пять. С начала похода это был мой 18 лагерь.Отсюда я намеревался перенести груз на реку Сунтар, выше порогов. Про эти пороги я читал, да и на космоснимке их хорошо видно по резким петлям реки. Именно из-за них я не рискнул подниматься от моста через Сунтар на самой трассе.
Место и само озеро оказались выбраны очень удачно. Вода уже прогрелась до 18 градусов и можно было купаться, Здесь оказался единственный на этом озере удобный подход к воде и сама вода была чистой и прозрачной. Ко всему этому, озеро оправдало своё название, щука клевала на любой заброс и я перешёл на полностью рыбную диету. Единственным минусом этого места было наличие несметных полчищь комаров и слепней, но дым от костра справлялся с ними довольно исправно.
Во второй половине того же дня я разведал дорогу к реке Сунтар, по которой предстояло перетаскать весь мой несметный груз. В этой вылазке я очередной раз наткнулся на медведя, но удалось разойтись с миром и больше он мне не попадался, хотя именно по этому пути я переносил груз на реку. Весь мой груз, порядка 120 кг. я разделил на пять частей и без проблем переправил его на реку. Расстояние от лагеря до реки было около 5 км. и за день можно было сделать две ходки. Как же было приятно вернуться в лагерь, после переноски очередной партии груза, развести дымокур и нырнуть в озеро. Вот они минуты блаженства! Опять же свежая жареная щука поднимала настроение.
С этого лагеря было недалеко до моста через Сунтар и конечно я сходил посмотреть это сооружение Дальстроевских времён. Мост переброшенный почти через каньон, был почти целиком деревянный. Опоры и настил, полностью состояли из дерева и только основные балки пролётов были стальные.Поразительно как зто сооружение простояло более полувека в бурной реке, сопротивляясь течению и ледоходам.
Наконец 17 июня я отправился на Сунтар с последней партией груза, как обычно бывает, барахла набралось великое множество, а вроде в палатке уже было совсем пусто, всё вроде отнёс заранее. С большим сожалением я покинул гостеприимное озеро, подарившее мне столько приятных моментов. Нечасто удаётся расположиться в тайге с таким комфортом, теплая вода, рыба, удобное место для палатки. Впереди был тяжёлый подъём по реке, 140 километров против быстрого течения.