К ледникам Сунтар-Хаята 2012 год

Oct 07, 2014 19:36


                               Часть вторая
                Федеральная трасса Колыма
фото к тексту   http://fotki.yandex.ru/users/strannic1959/album/196235/
фильм   http://youtu.be/1LqEp6lPdX4?list=PLUATJB0R4qt4PCtatnE1MKc-QxYPH8uKY
Посёлок Хандыга стоит на пересечении двух очень важных путей, это водный путь по реке Алдан и единственная сухопутная дорога на Магадан. Вот по этой дороге я и собирался добраться до начала подъёма  к горам Сунтар-Хаята по реке Сунтар. Устроившись в гостиннице я приступил к закупкам продовольствия на два с половиной месяца пути, их надо было взять с запасом на случай всяких неожиданных задержек, так, как пополнить запасы в пути, в тех местах не представляется возможным. Помимо продуктов надо было запастись всякими мелочами типа батареек, свечей, фонаря и тд. После этого надо было найти машину до интересующего меня места.
Большую часть необходимого я купил в ближайшем к гостиннице магазине, о чём потом очень пожалел. Продавщица, видя, что я приезжий, продала мне много бракованного товара, дрожжи оказались просроченными, срок действия батареек закончился несколько лет назад, фонарь внутри оказался ржавый. Когда я столкнулся в тайге с результатами своей невнимательности , я долго материл эту жадную особу. Надо отметить, что магазинов в посёлке много, но выбор продуктов весьма ограничен, найти скажем крупы , которые варятся в пакетиках оказалось проблемой. Ближе к концу дня, я перетащил в гостинницу и упаковал около 70 килограмм продовольствия, взял на заправке 4 литра бензина для горелки и закупил все мелочи необходимые в длительном пути.
Теперь оставалось нанять машину, вот тут и начались трудности. Так,как вес моего груза подбирался к 120 кг, то о попутке нечего было и мечтать.Обзвонив по газете все компании перевозчики в посёлке, я выяснил, что ездят охотно только в сторону Якутска, в ту сторону можно было уехать хоть сейчас. Наконец в одной фирме согласились меня отвезти непосредственно до нужного места, то есть до Щючьих озёр, что находятся недоезжая моста через реку Сунтар около 5 км. и пообещали уазик. Денег правда запросили немало. Ехать сказали лучше в ночь, что бы было не жарко. Ночи в этот момент были светлые, солнце только ненадолго заходило за горизонт. Буквально через час, только я закончил заряжать фото и видео аппаратуру, подъехала за мной машина. К моему удивлению, вместо уазика, подъехало чудо российского автопрома-Лада Калина. По прошлому опыту я знал, что на реке Кюбюме разрушен мост, построенный ещё во времена Дальстроя и машины ездят вброд.В малую воду уазик проходит сам, а в большую его перетаскивают Уралом. Легковушка там не проходит ни при какой воде! Водила стал оправдываться и в конце концов предложил довезти до Кюбюме. Там возле брода есть заправка, останавливаются все машины и до нужного мне места остаётся всего 30 км. Застрять в посёлке в поисках нормальной машины не хотелось, я согласился и мы выехали в ночь.
Мы благополучно преодолели почти 300 километров и когда до Кюбюме оставалось всего 50 км, мы упёрлись в небольшой ручей перетекавший поверх дороги.Всё, дальше проехать не могу- сказал мой водила, дальше любая попутка тебя подберёт. Так я оказался на безлюдной трассе в 4 часа утра, посреди горной лесотундры  с кучей своего барахла в 120 кг весом. Несмотря на это я заметил, что горы вокруг меня, в лучах восходящего солнца были невероятной красоты. Ручей, который преградил нам путь, нёс кристально чистую воду, рядом нашлись дрова и я устроился пить чай, не спуская глаз с дороги. Машин не было и в помине, меня разморило у костра, я раскатал на гальке коврик и прилёг отдохнуть, глядя в чистое, голубое небо. Через пару часов меня разбудил шум приближающейся машины. Уазик шёл в нужном направлении, но был забит под завязку. На четвёртой машине я начал понимать, что пустые машины на трассе, видимо большая редкость и слова мои мысленно обращённые к водиле, высадившем меня на безлюдной трассе всё больше становились ненормативными. К середине дня я костерил его как только умел, но тут на моё счастье прибыли два камаза и у одного был пустой контейнер. Это были восьмая и девятая попутки. Я очень благодарен этим ребятам, они довезли меня до Кюбюме и не взяли ни копейки. Дальше наши пути расходились, они сворачивали на пос.Усть- Неру, а мне предстояло добираться ещё 30 км до Щучьих озёр.
В Кюбюме есть стоянка для машин, заправка,столовая и Урал, который перетаскивает машины через реку Кюбюме вброд. Здесь меня подобрал молодой парень, якут на уазике, направляющийся в Томтор, как раз в мою сторону. Несмотря на полный уазик барахла, нам удалось запихнуть в него мой груз и договорившись с Уралом мы двинулись через реку Кюбюме. Река здесь сильно разливается и переправа занимает минут 20, но зато вода на броде в  этот день доходила только до фар уазика. Рядом с местом переправы, лежал перевёрнутый микроавтобус, от него торчал только кусок крыши, его перевернули дня три назад в большую воду, когда тащили Уралом. Перед переправой я взобрался на кабину нашего тягача, что бы снять видео этого рискованного предприятия. Всё прошло благополучно и к 11 вечера я уже поставил лагерь на Щючьем озере, как раз на том, где я собирался остановиться, изучая карту ещё в Москве во время подготовки к походу.
Утром 13 июня, оклемавшись после утомительной дороги, я осмотрел озеро в бинокль и заметил на другой стороне замечательное, ровное сухое место, среди редких лиственниц. Не долго раздумывая, я перенёс лагерь на новое место и устроился по возможности основательно, так,как на этом месте собирался провести дня четыре- пять. С начала похода это был мой 18 лагерь.Отсюда я намеревался перенести груз на реку Сунтар, выше порогов. Про эти пороги я читал, да и на космоснимке их хорошо видно по резким петлям реки. Именно из-за них я не рискнул подниматься от моста через Сунтар на самой трассе.
Место и само озеро оказались выбраны очень удачно. Вода уже прогрелась до 18 градусов и можно было купаться, Здесь оказался единственный на этом озере удобный подход к воде и сама вода была чистой и прозрачной. Ко всему этому, озеро оправдало своё название, щука клевала на любой заброс и я перешёл на полностью рыбную диету. Единственным минусом этого места было наличие несметных полчищь комаров и слепней, но дым от костра справлялся с ними довольно исправно.
Во второй половине того же дня я разведал дорогу к реке Сунтар, по которой предстояло перетаскать весь мой несметный груз. В этой вылазке я очередной раз наткнулся на медведя, но удалось разойтись с миром и больше он мне не попадался, хотя именно по этому пути я переносил груз на реку. Весь мой груз, порядка 120 кг. я разделил на пять частей и без проблем переправил его на реку. Расстояние от лагеря до реки было около 5 км. и за день можно было сделать две ходки. Как же было приятно вернуться в лагерь, после переноски очередной партии груза, развести дымокур и нырнуть в озеро. Вот они минуты блаженства! Опять же свежая жареная щука поднимала настроение.
С этого лагеря было недалеко до моста через Сунтар и конечно я сходил посмотреть это сооружение Дальстроевских времён. Мост переброшенный почти через каньон, был почти целиком деревянный. Опоры и настил, полностью состояли из дерева и только основные балки пролётов были стальные.Поразительно как зто сооружение простояло более полувека в бурной реке, сопротивляясь течению и ледоходам.
Наконец 17 июня я отправился на Сунтар с последней партией груза, как обычно бывает, барахла набралось великое множество, а вроде в палатке уже было совсем пусто, всё вроде отнёс заранее. С большим сожалением я покинул гостеприимное озеро, подарившее мне столько приятных моментов. Нечасто удаётся расположиться в тайге с таким комфортом, теплая вода, рыба, удобное место для палатки. Впереди был тяжёлый подъём по реке, 140 километров против быстрого течения.

щучьи озёра, сунтарский мост, река сунтар, трасса колыма, оз. улу, пос.хандыга

Previous post Next post
Up