У профессиональных историков под образцовой демократией обычно подразумевается Афинская республика за пол. тысячелетия до Рождества Христова. (Детальные сведения о ней, конечно, не дошли, но от чего-то надо отталкиваться)))
Правда, достаточно точно известно, что в этот период её бурного расцвета афинский суд вынес приговор знаменитому философу Сократу - смертная казнь за инакомыслие.
"В
399 г. до н. э. предъявили Сократу обвинение в том, что «он не чтит богов, которых чтит город, а вводит новые божества"(С)
Современный подход, как мне думается, более гуманен.
Идея о "равенстве всех перед законом" побуждает сразу повернуться лицом в сторону Великобритании. Предусмотрительные жены олигархов заранее заботятся о приобретении гражданства этой страны, чтобы справедливый Лондонский суд по достоинству оценил их неотъемлемый вклад в совместную жизнь и при разводе выделил на содержание заметный кусок состояния бывшего мужа.
Как там всё происходит?
За ответом придётся нырнуть в темноту веков - английская Великая Хартия Вольностей была подписана Иоанном Безземельным ещё в 1215 году. За восемь столетий, в принципе, можно накопить неплохой опыт и завести прочно укорененные традиции.
Мои две знакомые британки, мать и дочь, стабильно посещают во время предвыборных компаний все проводимые собрания и дебаты до тех пор, пока не сформируют положительного мнения об одном из кандидатов.
У нас вроде бы тоже вывешивают подобные приглашения у дверей подъездов, но мне ещё не встречалось ни одного знакомого человека, который бы откликнулся на них.
И это тоже растёт из исторического опыта, уже из нашего.
Ещё лет сто назад в центральной России муж за убийство собственной жены, бывало, не нёс никакого наказания, поскольку общественная мораль высказывалась на сей счет приблизительно следующим образом: "Жена - моя, хочу - люблю, хочу - убью".
Нет, прогрессивные веяния тоже имели место... Например, оправдательный приговор Вере Засулич. Но это случалось, в основном, в столицах, население которых в то время было отнюдь не таким значительным, как теперь.
А если отойти ещё на пятьдесят лет назад,то попадаем прямиком во времена крепостного права, когда около 23 миллионов человек участвовали в обороте свободной торговли непосредственно в качестве товара.
Год отмены крепостничества - год рождения отца моего деда. Вообщем-то, не так уж и давно..
Говорить о состоянии гражданских прав после революции 1917 года как-то бессмысленно, поскольку количество репрессированных исчисляется в семизначных цифрах. Гигантские "стройки века" были осуществлены безвозмездным каторжным трудом заключенных в лагерях, а за бурную индустриализацию страны расплатились погибшие от голода раскулаченные крестьяне.
"Это было недавно, это было давно"..
А вот случай из новейшей истории. Я была знакома с женщиной, которая в 60-х годах, в двадцатилетнем возрасте, совершила побег.. из родного колхоза, располагавшегося в Каргопольском районе Архангельской области. По замыслу партии, её жизнь должна была проходить исключительно в работе на колхозных полях, оплачиваемой вместо денег пресловутыми "трудоднями". А чтобы соблазна сбиться с правильного пути не возникало, колхозники просто не имели паспортов. Это история с хорошим концом - сбежавшая в Москву девушка паспорт получила, через своего старшего брата, служившего в КГБ и работавшего шофёром у лица в генеральском чине. Но беспаспортные крестьяне в России встречались приблизительно до середины семидесятых. Лет сорок тому назад..
И за эти сорок последних лет мы прошли путь вполне приличный, но, из-за отсутствия традиции, бессистемный.
По некоторым данным, 24 декабря 2011 года, после прошедших выборов в Госдуму, на митинг на проспекте Сахарова собралось около 120 тысяч человек, усомнившихся в правильности подсчетов. Помнится, прозвучавшие с трибуны речи "оппозиции" сводились к предложению грядущие президентские выборы полностью проигнорировать. То есть, пришедшие на проспект люди, представляющие собой, очевидно, наиболее социально-активную часть населения, в день выборов бы отдыхали и пили кофе, пока граждане, менее заинтересованные происходящим вокруг, в их отсутствие решали бы за них, кто на следующие шесть лет станет руководителем государства. Такая оппозиция разочаровала, и митинги сошли на "нет".
Тем более, что наши недемократичные власти, как ни странно, услышали чаяния демонстрантов гораздо лучше, и за последующие два месяца до президентских выборов на всех избирательных участках были установлены видеокамеры с выходом в интернет. Действующий президент у нас оказался настолько щепетилен, что изначально отмёл всякую тень сомнения в легитимности получаемых полномочий. Хоть кто-то в стране выступает за придание своим действиям видимости законности..
Когда-нибудь мы тоже осознаем, что в день выборов есть более важные занятия, чем уборка на кухне, прогулка с детьми и даже - варка компота. Я сама грешу этим, из года в год оказываясь на избирательном участке за полчаса до его закрытия, и успевая лишь потому, что мне требуется только перебежать двор от подъезда до двери ближайшей школы. Пока члены комиссии не спеша - куда уже торопиться? - переворачивают огромные страницы своего гроссбуха, отыскивая мой адрес,
я, по количеству заполненных строчек, определяю процентную явку. На последних президентских выборах заполненных строчек с подписями было больше половины, на предшествующих им парламентских - около трети (большинство не симпатизирует Единой России, но спуститься во двор и проголосовать "против" оказывается ниже нашего достоинства).
На прошлых выборах московского градоначальника моя подпись на громадном разлинованном листе оказалась... второй.
Стараюсь брать с собой на выборы детей, пусть мечтают о том, что когда вырастут, то будут сами участвовать в голосовании и осознанно примут свою долю ответственности за то, что происходит в стране. Если так получится, то у нас никогда не случится того, что произошло у соседей.
Перефразируя профессора Преображенского: "Демократия - в головах!"