Категорически рекомендуется смотреть этот фильм не в одноголосой озвучке Андрея Дольского или Хихикающего доктора, а с оригинальным, немецким звуком и русскими субтитрами.
"Стена" - это театр одной актрисы, одного единственного голоса. И совершенно не дело, чтобы этот голос звучал на втором плане, заглушаемый не сильно-то попадающим в образ мужским голосом. [Spoiler (click to open)] "Стена" - это фильм об давящем одиночестве, даже если на то пошло ничтожестве человека в огромном и суровом мире. Вместе с тем это фильм об овладении собой и о выживании, если не ради себя, то ради оказавшейся рядом живой души. "Стена" - это фильм том, что есть человек. О том, как человек может и как должен воспринимать мир. О том, что человек может и должен делать пока ещё жив. Не потому, что кто-то там так сказал, а потому что к тому обязывает само существование человека. И, наконец, это фильм о рождённом из одиночества единстве человека с бескрайними просторами, с безграничной и бесконечной вселенной, с каждым ветерком, с каждой травинкой и со всякой живой тварью.
Кому этот фильм может не понравиться, так это тем, кому нужна прочная логическая основа истории. Её здесь нет. Фильм задаёт вопросы и, в конце концов, даёт ответы, упуская то, что кто-то может посчитать немаловажным.
Невидимая стена окружает пространство вокруг домика в горах, в котором волей судьбы оказалась героиня. Стена непроницаема для человека. Разогнанный автомобиль, столкнувшись со стеной, сминается в гармошку. Живущие неподалёку старик со старухой недвижно застыли в той позе, в какой их застал миг возникновения стены. Это уже нечто бОльшее, чем описанная в романе Стивена Кинга "Под куполом" изоляция городка Честерс Милл. В романе и в снятом на его основе сериале оказавшиеся под куполом были отрезаны от большого мира и в тоже время взаимодействовали с ним. К прозрачной непроницаемой преграде прибывали репортёры, военные и просто зеваки. Здесь же словно бы случился замысловатый апокалипсис. Словно бы время во всём мире остановилось, оставшись прежним только внутри стены. Случился конец света? Вселенная покарала человечество, оставив жизнь лишь одинокой женщине в горах, способной осознать суть и смысл бытия? Или и сама стена, и застывший мир за нею - это временно, ровно до тех пор, пока героиня не проникнется тем самым единством со всем, что есть под небом? Концовка не даёт ответа.
Также фильм отказывается отвечать почему с самого начала и практически весь фильм за исключением редких моментов героиня, как в воду опущенная. Что с ней случилось до того, как она приехала в горы с пожилыми супругами Рюттлингерами? Возможно, она пережила тяжелый развод? Может быть, она потеряла кого-то близкого? Мать или отца, мужа, брата или сестру, сына или дочь? Или её сократили на работе? Нет ответа.
Минус ли это? На самом деле нет. Если кто хочет, может додумать и о стене, и о том, что случилось в жизни безымянной женщины перед сюжетными событиями. Додуманное создаст более цельную картину, но в тоже время исказит посыл. Неважно, что гнетёт одинокую женщины без имени. Потому что нет никакой женщины, есть одинокий человек. И причин у этого одиночества миллион! Потому что нас уже огромное множество, семь с лишних миллиардов и многие из нас благодаря достижениям науки и техники общаются со многими, но толку с того... Мы лишь закрываемся в самих себе и забываем обо всём.
Тот, кто забыл, должен вспомнить. И изоляция где бы то ни было по какой бы то ни было причине - это всего лишь средство заставить упрямого человека обратить внимание на что-то жизненно важное.
Напоследок хочу сказать, что фильм однозначно должен понравиться любителям альпийских пейзажей. Потому что их (и летних, и зимних) в фильме немало, а много :)