[Завязка сюжета]1945 год. Конец Второй Мировой войны. Япония - страна восходящего Солнца, цветущей сакуры и тайн, сокрытых двумя тысячелетиями истории. Истории завтрашний день которой под угрозой. Подчинившись приказу императора Хирохито, Япония официально капитулировала, но победители требуют отмщения - следствия, суда и казни тех, кто виновен в войне, тех, кто посылал в бой камикадзе и, конечно, тех, кто несет ответственность за Перл Харбор.
Похожее было и в послевоенной Германии, но Япония - особый вопрос. Первое лицо страны, император этот азиатский Гитлер, должный понести наказание как никто другой, возведен веками истории в ранг бога на земле и свержение с последующей казнью этого божества гарантированно повлечет за собой масштабные бунты во всех слоях общества, фактически еще одну войну.
Чтобы избежать этого, а также для расследования истинной доли вины императора главнокомандующий союзными войсками генерал Макартур привлекает к делу генерала Феллерса, человека известного своим знанием и более того симпатией к Японии и её культуре. Для самого Феллерса миссия осложняется личным делом - поиском среди разбомбленных развалин молодой девушки Айи, в которую он безнадежно влюблен еще со времен учебы в колледже.
Не секрет, что многие американцы уверены - именно их страна победила во Второй Мировой войне и гитлеровскую Германию, и милитаристскую Японию. По этому поводу можно гневно потрясти руками, а можно просто пожать плечами т.к. искажения и фальсификации истории придуманы не вчера, а существуют уже тысячи лет, субъективно служа патриотизму отдельно взятой страны.
Учитывая, что я - русский и живу в России, понятно, что к этому фильму я подошел и с уважением, и с осторожной подозрительностью. Как не крути, сюжет прямо затрагивает очень серьезную тему + Томми Ли Джонс с Мэтью Фоксом кое-чего стоят, с другой стороны - боялся уже классического американского пафоса на пару с сюжетом, построенном под девизом "начальник всегда прав, если начальник НЕ прав, смотри пункт первый".
[Подробно]Отчасти мои опасения оправдались =\ Сюжет построен таким образом, что тема войны и большой политики висит над головой главных персонажей этаким дамокловым мечом и в то же время отступает на второй и третий план, отдавая пространство кадра экскурсу в культуру Японии и истории любви мужчины с Запада и женщины с Востока.
Я не могу сказать, что этот прием совсем плох, потому что нельзя не оценить то уважение с каким фильм показывает зрителю некоторые принципы японского менталитета.
- Если ты поймешь преданность, ты поймешь Японию (с) Айа
Страна, где жена беспрекословно подчиняется мужу, дети - родителям, ученики - сэнсэю, а все военные - от солдата до генерала - императору. Жизнь, как исполнение своего долга до последнего вздоха и, если потребуется, до последней капли крови.
Конечно, преданность и несгибаемость в исполнении приказа ценится везде - и в штатах, и в оплоте "красной чумы" то есть СССР, но согласитесь, что тут идет практически лобовое столкновение национальных идей. Достаточно вспомнить сколько и с каким энтузиазмом американцы говорят о принципах свобод и прав своего общества, чтобы почувствовать всю остроту этой линии сюжета.
Если японцы все, как один, верны императору, то каким образом можно его невиновность? Как не крути, а война по факту была и унесла тысячи жизней с обеих сторон баррикад. Получается, что поиск оправданий становится невыполнимой задачей и всё нужно свести к накоплению доказательств для приговора? Или же всё не так просто? Возможно, в обществе с железной преданностью император имеет несомненно важную, но гораздо меньшую роль, чем ту что приписывают ему люди других стран. Возможно, идеология сильнее того, в чьи руки вроде бы даны все нити государственной власти. И часто случается так, что не правитель распоряжается системой, но система руководит им.
Есть два японских слова, которых Вы должны знать. Тотэмай - то, чем всё кажется; хоннэто - как дела обстоят на самом деле. Взглянув на Японию, Вы увидите самую современную и про-западную страну в Азии, но это лишь тотэмай, поверхностный взгляд. А хоннэто - это истинное положение дел в моей стране. В стране, которой более двух тысяч лет и в ней совершенно нет ничего про-западного.
С момента этого понимания помимо развития событий в настоящем, фильм вспоминает прошлое, чтобы представить будущее. Вместе с этим девушка Айа становится для Феллерса и для зрителя своеобразной проводницей или даже японской Ариадной, направляющей и указывающей на новый образ Страны восходящего Солнца. Тот самый образ, который сейчас, спустя более чем полвека после WWII известен через японский Hi Tech, анимэ и прочее, что составляет мощный поток импорта с этого сравнительного маленького, но очень активного во всех смыслах слова островка земли в большой мир Евразии, Африки и обоих Америк.
Если я всё правильно понимаю, то этим фильмом американцы как бы извиняются перед японским народом за все беды причиненные во время WWII.
Это похвально, но в то же время и напрягает. Дело в том, что сюжет уж слишком сильно склоняется в лирику и потому, представленные в лице Феллерса американские силы выглядят сугубо как миротворческие. Суровый генерал Макартур и еще более суровая, оставшаяся за океаном, метрополия появляется на экране лишь два-три раза на пару минут, успевая обозначить своё существование и точку зрения, но даже не пытаясь потеснить позиции той мягкости, какую представляет линия Феллерса. Почему сделано именно так? В зависимости от жизненной позиции, можно назвать это политкорректностью или же очередным примером классической американской политики двойных стандартов: "мы плохие, но мы - хорошие". :)
И всё же... Несмотря на весь вышеобрисованный негатив, фильм стоит просмотра. Кому-то лиричный сюжет покажется более симпатичным, чем суровая драма с обилием военно-исторических фактов, для кого-то всё будет неважно, кроме красивой истории любви. Кроме того, стоит запустить плеер ради вот этой сцены
- Миллионы людей погибли из-за него. Ваше небо было заполнено камикадзе. Каждый день происходили преступления, а он расширял свою империю - вторгался в чужие земли, захватывал, уничтожал. - Вы стерли с лица Земли два наших города. Превратили наших детей в пепел. Обе стороны несут ответственность. Да, мы захватили землю в Китае, но ведь до нас это сделали англичане. А перед ними португальцы. Да, мы захватили Сингапур, но мы отвоевали его у англичан. Мы не отобрали Филиппины у филиппинцев, мы отвоевали их у американцев, которые отвоевали их у испанцев. Если захват территории силой является международным преступлением, кто тогда виновен? Англичане, французы, голландцы, американские лидеры? Никто. Чем тогда Япония отличается? Видите, генерал, мы просто следуем вашему примеру.
Ну и напоследок..) Томми Ли Джонс и Такаторо Катаока вошли в историю)