Обливион / Oblivion (2013)

Aug 04, 2013 09:27



[Русский трейлер]

image Click to view



Один из самых ожидаемых мной фильмов года. Учитывая, показанное в трейлере и комментарии посмотревших, смотрел целенаправленно в HD качестве на домашней панели. Если кратко, то - одновременно и доволен, и не доволен.

[Завязка сюжета]2073 год. На Земле царит пост-апокалипсис из-за случившейся полвека назад войны пришельцами-Падальщиками. Человечество вроде бы выиграло в своём первом космическом противостоянии, но разорванная в клочки Луна и последствия многих ядерных взрывов сделали поверхность планеты непригодной для жизни. Что ж, если нет жизни внизу, будем жить этажом выше - в облаках, да на орбите.

Орбитальная жизнь сосредоточена в одном месте - на гигантской станции-пирамиде "Тет". С неё все-все выжившие совсем скоро должны будут переправиться к Титану, спутнику Сатурна, где и будет новый дом. А пока великого переселение не произошло, человечество спешит забрать с собой главную ценность голубой планеты - воду. Именно для этого работают круглые сутки гигантские башни-станции и именно поэтому в доме с округлыми линиями, над облаками живет обслуживающий охранных дронов техник Джек Харпер и его пассия связистка Виктория.

Харпер и Вика работают очень хорошо! Они - эффективная команда! И совсем скоро, буквально через две недели они наконец-то покинут несчастную Землю, отправившись на "Тет" и дальше. Всё у них будет хорошо, если только... Если только за короткие несколько дней привычный мир не успеет перевернуться с ног на голову.


А ведь всё могло бы быть намного лучше =\ Из начальной идеи и графического оформления можно было сделать уникальную конфетку! Вместо этого фильм начинает за здравие, а кончает за упокой...

[Подробно]Плюсы:

- О войне с тем или иными пришельцами снято уже не много, а очень много фильмов и сериалов. На экран идет, что угодно от быстрого обмена ударами (естественно, с победным концом), до затяжной тайной войны. Тема пост-военной Земли тоже обыграна сценаристами N раз, но при этом "Обливион" имел в своем фундаменте определенный потенциал. И надо-то было всего лишь проработать не только предысторию, но и главный сюжетный поворот вместе с финалом. "Если бы да кабы", я бы этому фильму чуть ли не рукоплескал.

- Том Круз. Хоть он и считается уже попсовым актером, а я - не девочка-фанатка, но всё же нужно признать, что своё дело перед камерой он знает и конкретно "Обливион" во многом выезжает именно на нём, да на здоровоской работе художников и операторов, о которой скажу ниже. Чтобы почувствовать разницу, попробуйте представить в роли Джека Харпера, например, его...




- Графика. Вот за что я, действительно, благодарен фильму, операторам и художникам, работавших на съемочной площадке, и, конечно, режиссёру Джозефу Косински так это за прекрасный визуал в первой половине сюжета.








Кадры уменьшены от HD, да и статичной картинкой впечатления от просмотра на большом экране не передать... Контрастные бело-сине-черные ночные кадры, бело-голубая воздушная, пронизанная светом за счет прозрачных стен картинка и закатные переходы цветов - это нечто, съемки камерой Sony CineAlta F65 стоят того! Последний раз такая красота была разве что в " Жизнь Пи"!

К слову сказать, во второй половине фильма, как раз там, где сюжет сворачивает в недоразумение, таких кадров практически не наблюдается. Отсюда невольно создается ощущение, что поначалу лента делалась с полной творческой отдачей, какая должна быть при создания качественного продукта, а потом сценарист и остальная часть творческой группы свернула в привычное русло, скажем так, для конвейерного производства.

Ну-с, теперь минусы...

- Самый главный, жирный минус - в сюжете "Обливион" почти что нет самостоятельных идей! Почти весь фильм - это взбитые в миксере идеи из разных фильмов и компьютерных игр! Fallout, Матрица, Терминатор 4, День Независимости, Звездные врата, Вспомнить всё, Луна 2112, Безумный Макс - вот некоторое количество б/у ингредиентов нового sci fi коктейля.

Кхм... Я понимаю, что за всю историю современного кино-производства в жанре фантастика сказано уже очень многое. Понимаю и то, что легче творить из уже придуманных кусочков, чем создавать что-то в достаточной мере уникальное. Всё так, но такой метод имени безвкусной конфеты в сверкающей обертке уже успел набить оскомину многим зрителям и в том числе мне =\

- Сцена прямо из начала фильма. Джек Харпер вылетел на дежурство, его самолет попал в грозу и в следствии этого ушел в штопор. Нижняя точка падения - некий, достаточно глубокий провал в земле. Последние секунды штопора, в самолетике отказывает рация, а сам аппаратик сигает вглубь провала, скрываясь от зрителя за краем обрыва. И тишина... Подразумевается, что в этот момент я, как добропорядочный сопереживающий зритель, должен закусить губу или хотя бы нахмуриться от волнения за молодую жизнь героя удалого, но... Извините меня, господа сценарист и режиссёр, я не хочу и не буду волноваться, потому что этот эпизод - один из распространеннейших штампов экшн-жанра и как бывалый зритель я абсолютно точно знаю, что герой выживет и в этой передряге, и в куда больших перепитиях концовки.

Получается, что с этого момента почти что сразу после начала фильма с помощью буквально пары строк сценария Джек Харпер превращается из вполне нормального персонажа в очередного штампованного непобедимого терминатора/супергероя... Голливуд, не надо так.

- Вы с Джеком эффективная команда?
- Мы - эффективная команда.

Эта фраза прозвучала еще в трейлере и я был к ней готов, но не в таком количестве, в каком она оказалась вставлена в сценарий =\ Во время просмотра казалось, что таинственная "женщина" с "Тет" просто зомбирует тех, кто перед экраном. Знаете, есть такое понятие в гипнозе - кодовая фраза, так вот это как раз оно самое.

- Не знаю, моё ли это неверное понимание сюжета, просчет режиссёра или еще что, но... Если игра Круза выглядит достаточно естественной, то Андреа Райзборо (Вика) от начала до конца само напряжение и настороженность. С одной стороны - по сюжету упоминается, что героиня ждет не дождется отбытия с Земли, которую она боится до дрожи, с другой стороны - по той или иной причине вечная настороженность Вики невольно заставляет чувствовать подвох, хотя по всем признакам этот сюжет нужно вести так, чтобы подвох застал зрителя врасплох. Хотя... О чем я говорю, если последнее время киноделы всё чаще и чаще забывают правила в угоду выжиманию из зрителей лишней толики адреналина, нагнетая атмосферу прямо с начала фильма...

- Концовка. Это феерично ей богу...





- Назовите цель своего прибытия.
- Я спасу жизнь Юлии и обеспечу выживание человечества. Вот для чего я здесь.
- Посадка разрешена. Воздух для дыхания предоставлен.

Иными словами Том Круз ака Джек Харпер ака спаситель человечества настолько крут, что сценарий фактически расстелил ему красную ковровую дорожку с поверхности Земли до победного бада-бума))




Главное зло - Салли, явно приходящаяся кибер-сестрой компьютеру HAL9000, беспрепятственно пропускает главного героя на аудиенцию тет-а-тет и показывает какие-то попытки сопротивления лишь в тот момент, когда обнаруживается одна интересная (на самом деле, не шибко-то и интересная) подмена. Впрочем, фильм уже достаточно потрудился, что показать супергеройство Харпера, потому беспокоиться за судьбу и свободу расы homо sapiens в "Обливион" не стоит совершенно.

Зато стоит беспокоиться о квалификации сценаристов, писавших этот сюжетный отрезок =\ Там, где должен быть апогей борьбы и напряжения, ничего такого нет и помине! Там, где враг (тем более инопланетный) должен проявить всю свою мощь и интеллект, снова ничего. Если строить график качества фильма, то после середины линия падает, падает... и в момент концовки профессионал уступает место в кресле какому-то начинающему писателю, которому к тому же трудиться-то особо не пришлось. Почему? Потому что концовка, как и очень многое в "Обливион" скопирована из других фильмов. Если в двух словах, то имеем некий гибрид final battle из уже упомянутых мной ранее "Звездные врата" и "День Независимости", порядком потерявший по сравнению с оригинальными фильмами и приобретший что-то разве что в современной графике.


Из всего, что сказано, выношу один вывод - Косинки может снять, действительно, шикарный фильм, но только в том случае, если будет работать рука об руку с серьезными сценаристами.

Кстати, насчет сценария. В числе писателей "Обливион" стоит Майкл Арднт, который уже вовсю корпеет над текстом к "Звездные войны: эпизод VII". Не могу назваться фанатом Star Wars, но точно могу назвать себя поклонником франшизы и теперь я всерьез опасаюсь за качество нового эпизода =\

блокбастер, сценарий, фильм, фантастика, драма, боевик, критика, мелодрама, режиссер, рецензия, актёр, апокалипсис

Previous post Next post
Up