Сюжет вчера получивший "Оскар", как "лучший фильм года", "лучший монтаж" и "лучший адаптированный сценарий". Смотришь, и понимаешь, что "Оскар" ныне и давно политизирован чуть менее, чем полностью =\
[Завязка сюжета]1979 год. Иранская революция свергла поставленного некогда спецами США шаха. Бунт "бессмысленный и беспощадный" зачищает страну и требует кары всем, кто хоть как-то помогал власти про-американского правителя. Толпа захватывает американское посольство, но 6 работникам дип-миссии всё же удается сбежать и укрыться в доме канадского посла.
Покинуть страну самостоятельно для этих шестерых крайне проблематично и чревато. Поэтому умные-и-поставленные-на-места головы в США собираются на мозговой штурм и продумывает варианты - как можно вытащить шестерых наших, не вляпавшись не во что политически-скандальное?
Разные варианты отметаются один за другим и тут специалист по эвакуация Тони Мендез предлагает безумный план - давайте снимем фильм, а спасаемые станут членами съемочной группы, так и пройдем кордоны.
Безумие, но... была - не была! Тони Мендез едет в Голливуд, а потом в Иран. Если бы я был патриотичным американцем, то был бы в восторге. [Подробнее с парочкой скринов] Начался фильм совсем даже неплохо! Закадровый голос рассказывал о работе американских спецслужб в Иране: что делали, что сделали и чем всё закончилось. Рассказ идет на фоне документальных кадров. Сам рассказ достаточно правдивый, даже с самокритикой! Отмечается, что шах был несправедлив (это я мягко), а его жена купалась в молоке, пока простые люди голодали.
Потом диктор начинает рассказывать о революции и требовании толпы о выдаче сбежавшего шаха. В этом месте где-то в голове сценаристов, наверное, щелкнул тумблер, потому что более-менее правдивая самокритика сменилась привычным американским "мы мирные, а нас бьют; мы несчастные, а нас не жалеют. Всё потому, что мы одни на этой планете имеем представлении о морали, а жители остальных стран - звери дикие".
В итоге довольно большая часть фильма напоминает разговор тихой и скромной совести с громким и жёстким голосом политики и шоубизнеса.
Кое в чем фильм всё же хорош. Не раз и не два за сюжет подчеркивается, что политика США - не деяния ангелов небесных, а Голливуд - место "где все лгут, чтобы выжить". Это напоминает случай на прошедших в 2010-ом году зимних олимпийских играх в канадском Ванкувере. Если кто помнит, то на церемонии открытия тех игр с механизмом олимпийского огня случился казус. Весь факел состоял из четырех "бревен". В торжественный момент они должны были подняться и сформировать символический индейский костер. Но из всех бревен поднялось только три.
Потом, на церемонии закрытия на арену вышел клоун и, разыграв перед зрителями немую комическую пантомиму, "починил" четвертой бревно. В итоге костер стал целым.
К чему я? К тому, что в тот момент комментатор трансляции сказал хорошую фразу: "канадцы умеют подшутить над собой". "Операция Арго", конечно, не комедия, но, как мне кажется, американцы всё же чуть постебались над собой же. Особенно в той части сюжета, где главный герой приезжает в Голливуд. Глупость и продажность всего, что там есть, подчеркивается очень неслабо.
Главный герой вызывает интересное впечатление чистильщика авгиевых конюшен. С тем лишь отличием, что по мифам конюшни чистил Геракл, который, как известно, силач, а Мендез скорее тихая и небритая версия Джейсона Борна. Он не выглядит бодрым солдатом, которому передали приказ, а он бодро отдал честь и без сомнений начал выполнять миссию. Как мне показалось, настроение Мендеза можно охарактеризовать, как: "Случилась беда... Так и быть поможет, куда ж деваться. Нам мешают... Преодолеем, что ж делать."
Сюжетная развилка - спасти людей vs дать им погибнуть, чтобы сделать из них мучеников и орудия международного скандала - достаточно интересна. Вижу, пусть и мимолетный, оскал безжалостной машины политики.
В остальном это отличный фильм только для целевой аудитории в штатах.
Чисто с технической точки зрения хочется отметить конечный отрезок сюжета. За минут пятнадцать до конца режиссёр использует всё, что только можно, для поднятия напряжение и создания интриги. На пути заложников одна за другим возникают помехи от мала до велика. Дешёвенький прием, но для ценителей жанра и просто впечатлительных - вполне.
Не могу удержаться и не встать последнюю "тапку"
Как можно догадаться, главный герой выполнил свою миссию и вернулся домой к семье. Ох-х... Я не возражаю и даже поддерживаю пропаганду семейных ценностей, но почему у американцев этот момент получается таким пафосным? =\
Перед самыми титрами камера, сменяя один кадр другим, показывает игрушки сына главного героя. Смысл, конечно, не в том, какой тот мальчик милый и замечательный и не в том, что за счет усилий его папы мирное житие-бытие американского обывателя сохранено в безопасности. Смысл в том, что фигурки, все, как на подбор, сделаны по героям фантастических фильмов. А именно фантастический фильм собирался "снимать" в Иране Мендез. Именно фантастический сюжет дал заложникам нужную маску для того, чтобы проскользнуть перед носом иранский спецслужб.
Из этого смысла можно сделать целую оду на тему StarWars, StarTrek, гениальности придумавших их людей и прочая, и прочая. Фантастика помогла в реальности, причем, не абы как и когда, а в международной политике, в войне спецсдужб!
Также из этого смысла можно вынести вывод, что политика (американская в частности) готова пойти на любую ложь, состряпать себе любую маску и сочинить любую сказку, лишь бы скрыть, замаскировать своё... кхм. На очереди ещё несколько "Оскар" фильмов. "Что день фильм грядущий нам готовит" (с)