Чрево (Клон) / Clone (2010)

Jan 21, 2013 22:17




[Пара альтернативных постеров]





[Русский трейлер]

image Click to view




Отличная драма, арт-хаус, фильм на грани фола - это пересказ в двух словах тех эмоций, какие я ощутил сразу после просмотра.

[Завязка сюжета]Недалекое будущее. Некая фирма налаживает широкое предложение воскрешение умерших через клонирование. Кто-то с помощью этой фирмы возрождает умершую мать, а молодая женщина Ребекка становиться матерью для клона того, кого она любила - Томаса.
Томас и его родственники были атеистами, Ребекка - тоже, потому она полна решимости и надежды, что через дцать лет её сын станет тем самым человеком, кто ушел из жизни, не успев создать общего с ней счастья.

Но надежды женщины - одно, а личность нового человека - другое. Действительно ли мальчик вырастет тем самым Томасом, захочет ли он принять тот факт, что он - лишь чье-то повторение и не более?


Первое и самое главное, что нужно сказать, чтобы дать настройку на фильм - в числе жанров числится фантастика, но sci fi здесь - всего лишь маленький штришок, остальная часть фильма - арт-хаусная драма полная молчаливых сцен и символических моментов. Нередкие сцены будут идти лишь с парой-тройкой фраз, а иные вообще без слов. Много пейзажных съемок и застывших сцен, когда камера стоит неподвижно, а реальность вокруг - этакий стоп-кадр.

На уже упомянутые символические моменты советую обратить особое внимание. Один единственный такой кадр может добавить немалую долю смысла ко всему происходящему.

[Подробно и со скринами]Сюжет фильма начинается как бы из середины. То, что проходит перед зрителями на первых кадрах - это уже беременная Ребекка. Потому первая половина фильма - воспоминания. Детство, когда Ребекка и Томас были детьми и дружили


потом расстались и снова встретились, чтобы совсем скоро покинуть друг друга навсегда.

Если быть готовым и присмотреться, то в этом прошлом можно увидеть признаки его будущего разрушения.



Последний кадр и вовсе говорит сам за себя. Понятно, что всё это драматическая задумка сценариста и режиссёра, но, когда смотришь фильм, создается ощущение, что сознание Ребекки, зная настоящее, вспоминая прошлое, наделяет те пространства символами разрушения и краха.

Помимо этих символов сюжет фильма буквально пропитан отстраненностью от мира и каким-то особым одиночеством. Это сказывается на начальных и финальных титрах, на пейзаже вокруг (обратите внимание туман и безлюдный простор вокруг) и еще на многих-многих моментах.

Вот, например, сцена, когда еще маленький Ребекка и Томас едут на велосипедах к берегу океана. Перед зрителями проходит одна из тех молчаливых сцен, о которых я говорил. В кадре только двое и одинокая, пустынная дорога.


Почти ту же самую сцену можно увидеть через двенадцать сюжетных лет. Раставшиеся по непреодолимым причинам Томас и Ребекка встретились снова. На пару минут в кадре показывается некая пассия Томаса, а потом сюжет успешно забывает о ней, переключаясь на главную пару. И снова они на дороге. На этот раз за рулем авто и ракурс другой, но смысл тот же.


Ребекка просит остановить машину, ей нужно.... Пока она справляет свои дела, вышедшего на воздух Томаса сбивает другое авто. Потом Ребекка скажет, что это был фургон и он очень быстро ехал. Но, если честно, это абсолютно не важно! Как мне кажется, это один их тех моментов, когда надо забыть о реализме и обоснуях, чтобы включить образное мышление.

Всеми пустынными кадрами фильм всячески намекает на мироощущение Ребекки и, может быть, Томаса. Двое людей, живущих, что называется, в себе. Весь остальной мир, вся та сотенная, тысячная и миллиардная толпа человечества представляется им в лучшем случае абстрактно, в виде бушующего океана.


Но океан - это в лучшем случае, а по большей части весь мир - пустота. Вот так и рождается на свет одинокая дорога и безлюдная, пустынная местность по обеим сторонам.
Фургон убивает Томаса или нет - не важно. Просто внешний мир, который они не воспринимают, а, может быть, не хотят воспринимать, проявил себя.

Пройдет еще немного сюжетного времени и начнется главное - жизнь другого, маленького Томаса-клона. Мальчик будет расти, а мать смотреть на него со всё более и более двояким чувством - мать и та, которая ждет своего любимого.

Я не буду делать из Ребекки совсем уж отрицательную героиню. Какие-то именно материнские чувства у неё были - это точно, но.... По мере роста Томаса она будто бы пытается рассмотреть в нём того, другого Томаса, которого она знала и любила. Честно скажу, эти моменты, когда взгляд матери становится слишком уж пристальным, даже немного жестоким и.... =\ жаждущим, в эти моменты не по себе. И, что немаловажно, эти моменты проходят буквально на грани фола и дозволенности, от этих кадров буквально пара миллиметров до инцеста и педофилии =\



В первом кадре сын стоит в ванне, зачитывая выученное стихотворение. Во втором они сваливаются на землю во время шуточной борьбы
- Теперь я могу делать с тобой всё, что хочу (Томас)
- Ну давай (Ребекка)

Женщина будто бы ждет, что из мальчика выглянет мужчина, с помощью ДНК которого фирма зародила в ней новую жизнь и.... кхм =\

Самого мальчика жутко жалко( По ходу сюжета можно увидеть сразу несколько деталей, символически, но о-очень ясно говорящие: настоящий, естественно зачатый Томас умер, а клон - лишний в этом мире.

Какие именно детали я имею в виду? Хотя бы игрушечного динозавра, которого Ребекка дарит сыну и которого он потом зарывает (хоронит) вместе со своим приятелем.




Кстати, насчет друзей-приятелей. В фильме мелькают несколько друзей и подружек Томаса, но многие отворачиваются от него еще в детстве. В этом плане особо драматична сцена Дня Рождения, когда никто не пришел в гости к мальчику.





Когда Томас станет взрослым, у него всё же будет пассия, но.... Здесь-то и настанет черед кульминации фильма. Ребенок, ДНК которого повторяет ДНК любимого мужчины Ребекии, вырос, стал кхм... половозрелым и потому мать всем своим видом выталкивает из дома девушку Томаса-клона. Мать без слов заявляет свои права на сына, которого видит еще и как мужа о_О По моему, вместе с этим она ужасается происходящему, но.... она уже слишком далеко зашла, чтобы останавливаться.

О концовке много говорить не буду. Всё грустно. Очень. Даже несколько противно. А потому, фильм оставляет каждому самому выбирать и решать - кто же такая Ребекка - женщина, которая пронесла свою любовь через годы и даже попыталась возродить любимого; или же она - эгоистка, зачавшая неестественным способом только для того, чтобы удовлетворить свою страсть, собственница, которой, в сущности, нет дела до новой личности, но только до ушедшего в ничто Томаса.

Ставлю фильм тег - достойно - за символизм и за неоднозначность. Я - консерватор и прочее, потому, если бы фильм избрал бы линию муссирования несчастной любви (т.е. оправдание клонирования), которую Ребекка несет через время, если бы так, эта рецензия была отрицательной чуть менее, чем полностью.

Последнее! Помимо любителей психологических драм, арт-хауса, советую посмотреть фильм еще и ради главных актёров. Поклонники Евы Грин и Мэтта Смита ("Доктор Кто") - очень может быть, этот фильм для вас! :)

дети-актёры, фильм, достойно, одинокие матери, фантастика, драма, арт-хаус, мелодрама, размышления, актриса, рецензия, психология, актёр

Previous post Next post
Up