Меня зовут Дэвид / I Am David (2003)

Oct 05, 2012 18:19

image Click to view






Спасибо ethan_hunt85 за наводку)

Как и Мальчик в полосатой пижаме, фильм о ребёнке и концлагере. Только здесь уже не WWII (Вторая Мировая), а здесь уже послевоенное время и концлагерь уже не фашистский, но узникам от этого не легче.

[Spoiler (click to open)]Сам концлагерь в фильме появляется только в начале и потом в виде отрывочных воспоминаний, одно из которых важнее всего т.к. содержит в себе важный смысловой узелок сюжета.

Если в в фильме с Асой Баттерфилдом суть в том, что человек извне доходит до понимание творящегося в лагере, то тут сюжет в обретении свободы одного маленького узника. Этот узник, мальчик Дэвид сбегает из лагеря в самом начале фильма. Ему покровительствует некто из врослых, оставивший ему вне лагеря, в укромном месте сумку с документами, хлебом, мылом и пр. самым необходимом. Наказ взрослого человека один - доберись до Дании и города Копенгаген.

Мальчику удаётся сбежать и на протяжении всего путешествия сохранить в себе упорство "я устал бояться".
Конечно, его путь труден, опасен и связан со многими проблемами, в том числе и элементарными - как добыть деньги, чтобы поесть?

Одна из главных тем тем фильма - то, как детская, но уже начавшая черстветь от всех виденных жестокостей, душа может вновь поверить людям, которые, действительно, не желают зла и хотят помочь?

Первый эпизод на эту тему случается, когда Дэвид спасает из огня девочку. После этого он теряет сознание и приходит в себя на богатой постели в доме родителей девочки. Забота вместо жестокости, улыбки вместо настороженности, красота роскоши вместо серых стен бараков. Такие перемены разительно контрастны.

И, конечно, самый главный эпизод - встреча с пожилой художницей, которая рисует его портрет и потом рассказывает ему, что он чувствует по её мнению. Интуиция творческого человека необыкновенна и потому Дэвид не может понять, как всё это можно прочесть по серьезному лицу мальчика-молчуна после всего лишл нескольких часов общих общения.

"Если не верить людям, зачем тогда жить?"

Если семья спасённой девочка и сама она были для Дэвида семьей на пять минут (больше, конечно), то художница Софи становится ему своеобразной бабушкой. Тем более, что её собственный сын умер много лет назад как раз в возрасте Дэвида.

Вместе с Софи мальчик открывает для себя одну важнейшую вещь, которая делает оставшуюся часть его пути светлой, как день, а зрителю открывается несколько важных подробностей относительного побега Дэвида в начале фильма

Как и "Мальчик в полосатой пижаме" я, пожалуй, отнесу этот фильм к грустным и жестоким сказкам. Здесь есть реальность, даже историчность, но, конечно, есть и куча допущений, которых нужно принимать просто по факту, не задавая вопрос "как такое может быть?"

Поступок начальника концлагеря - первое такое допущение, сам побег и выживание Дэвида в большой мире - тоже. Способность Дэвида понимать незнакомый язык, что называется, на лету - это уже почти сказочное допущение. Но иначе, как бы писательница в своей книге и сценарий фильма довели бы главного героя до цели?

Исполнителя роли Дэвида - Бена Тиббера, наверное, можно попрекнуть в безэмоциональности и т.п. Однако наоборот! Актёр отлично вошёл в образ и изобразил то состояние, которое зовётся - застывшая на лице маска пережитого/скорби/горя/бед (нужное подчеркнуть). Не может этот персонаж меняться в лице 100 раз за фильм. Именно застывшее выражение лица и есть фишка, а его редкие вначале вымученные, а потом пусть слабые, но уже гораздо более естественные улыбки - достижение. Застывшая душа размораживается.
Посмотрел на КиноПоиске, "Меня зовут Дэвид" - предпоследняя роль Тиббера в кино. Досадно.

дети-актёры, фильм, история, военный, драма, рецензия

Previous post Next post
Up