Слушая тишину (2006)

Sep 21, 2012 18:57



image Click to view






Есть ещё порох в пороховицах российского кинематографа! Фильм - пример того, что можно сделать с совершенно обычной историей, если подойти к делу тонко и с умом.

В сущности, скелет, фундамент сюжета обыгрывался в сотнях и, может быть даже, тысячах фильмах. Бедная провинциальная девушка приезжает в большой город, пытается устроиться в новом обществе ради себя, ради кого-то близкого или ради какой-то цели. В ходе действия девушка должна будет выйти на богатого и успешного человека. У них неизбежно случиться любовь и каждый из них принесёт в жизнь другого что-то новое и необыкновенное.

Согласитесь, это уже было много раз? В основном, правда, в жанре романтической комедии, та же "Моя прекрасная няня" и её щарубежные аналоги.

Но этот фильм совсем не комедия. Очень лиричный, жизненный (особенно в плане российской действительности) и с определенной точки зрения тяжелый фильм.

[Краткий пересказ]
Девушка Настя приезжает из Казахстанской (судя по виду местности в кадре) глубинки в Москву, чтобы попытаться поступить в консерваторию. Но будни тут же берут её в оборот и она вынуждена (да она и не отказывается в силу своей бескорыстности) помогать сестре, которая буквально "задыхается", разрываясь между работой (горничная) и заботой о малом сыне, который из-за болезни почек практически живёт в больнице.

С поступлением в консерваторию получается не очень. Чтобы выжить, консерватории нужны деньги. Из бюджета на культуру фиг кто даст, приходиться зарабатывать набором на обучение только платёжеспособных молодых людей. А такие люди как правило никакие в музыке.
Пожилая преподавательница возмущается в голос, что ей приходиться работать с "материалом" (такого слова в фильме нет, это уж я сам) жуткого качества. Собственно, благодаря именно этой преподавательнице Настя и получает хотя бы какую-то надежду на обучение.

Преподавательница странная, её сын (Виктор Раков очень оригинально сыграл :) ) - ещё страннее, но они - путь в мир музыки.

Параллельно перед зрителем проходит судьба обеспеченного бизнесмена Дмитрия, имеющего кучу возможностей и прожигающего их направо и налево.
Он, конечно, не царь-король, но за его деньги можно превратить жизнь в любую сказку, какую только не пожелаешь. Однако, это самая жизнь разваливается на глазах и дела идут куда-то не туда. Фактически он находится в состоянии, когда просто отпускаешь жизнь на произвол случая, а сам погружаешься в некое подобие наркотического дурмана. Только наркотик здесь - тоска тем надеждам, которые всё никак не сбываются.

Настю и Дмитрия сводит проблема сестры. Попросту говоря, Настя вынуждена работать в доме Дмитрия, потому что сестра должна быть при малом сыне болезнь которого вошла в совсем уж запущенную стадию.

Никакой пафосной сценки по типу: "ах, какая у меня новая горнинчная!" нет. Сначала, находясь немного под градусом, Дмитрий даже выгоняет Настю и одну из эм.... женщин с которой он планировал "очень приятное времяпрепровождение".
Настя всё же остаётся в доме Дмитрия, а потом ещё ей поручают заботу о его матери, которая пережила микроинфаркт.

После начала этой работы, ища выход из житейской "духоты" Дмитрий и выходит на романтические отношения с Настей.

После отношений с разного рода женщинами бизнес-круга, Настя для него - глоток свежего воздуха. Сам Дмитрия для Насти одновременно и возможность почувствовать любовь, которой у неё прежде не было, и в то же время опасность - ведь, если она серьезно увлечется им, то из её души может пропасть музыка!

Возможно, благодаря совету сына консерваторской преподавательницы ("люби, пей водку, живи полной жизнью! Как иначе можно написать музыку?"), возможно, из необходимости достать деньги на операцию для племянника Настя всё же сходится с Дмитрием вплоть до постели.

Вот после этого бы и пафосный хэппи-энд из серии "Настя и Дмитрия женятся, племянник выздоравливает и все счастливы", но нет.... Настя достаёт деньги, отдаёт племяннику свою почку, но не выдерживает всех тех переживаний, какие подняла в ней московская жизнь, и уезжает обратно в Казахстан, между делом теряя возможность продвинуть свои музыкальные способности.

Может быть, немного пафосно, но Дмитрию прежняя жизнь уже не мила и быстро уладив некоторые свои дела в столице, он уезжает к Насте.


В спойлере выше я совершенно не расписал линию сестры Насти и события, которые творились в больнице. Но, что пересказывать то, что надо только смотреть? Плюс ко всему, много обитая по больницам в детстве, я некоторые из этих событий видел сам, вживую... =\

"У всех беды разные - у кого суп пустой, у кого жемчуг мелкий".

Изменю выражение: "у кого ребеёнок умирает, на которого всем по большому счёте плевать, а у кого каждый день в бессмысленных утехах вылетает такое количество денег, которые могли бы спасти жизни сотен таких детей".
- Ночёвки родственников в палате с пациентом
- Желание больного поесть того, что ему нельзя
- Раздражение матери, злящейся на капризы ребёнка, и тут же переходящее в жуткий крик, когда этот ребёнок умер (ну или ему стало неожиданно очень плохо)
Да-да, бывают в больницах такие моменты =\ И желание родителей поубивать "в жиру катающихся" тоже есть.

Интересная связь прослеживается между преподавательницей Насти с сыном и матерью Дмитрия.
[Нажмите, чтобы прочитать]
Обе - женщины властные по отношению к своим сыновьям, обе очень своеобразны и очень требовательны к людям.
Но есть и различия. Если преподавательница выглядит отрешённой от мира, погруженной в музыку чуть менее, чем полностью, то мать Дмитрия просто извлекает всю возможную выгоду из своего положения.
Преподавательница погружена в свою музыкальную прострацию из-за разочарованности испорченным миром, мать Дмитрия можно сказать даже довольна этой испорченностью и более того, она часть этой испорченности.

Их сыновья - оба не живут тоё жизнью, какой бы хотели. Слова сына преподавательницы "пей водку, люби", как мне кажется, очень чётко говорят о сожалениях по каким-то упущенным моментам в жизни. Возможно, те мгновения были упущены из-за матери, возможно, из-за музыки, но так или иначе их не вернуть.
Сын преподавательницы, как и его мать, уже сдался. Они оба закрылись в своём музыкальном мирке и больше не выглядывают наружу.

Дмитрий, до встречи с Настей, близок к тому, чтобы сдаться. Его разбрасывание денег и есть способ закрыться и забыться.

Какие именно надежды не сбылись у сына преподавательницы сказать сложно, но по перемене поведения у Дмитрия, после знакомства с Настей, становится ясно, что мужику просто нужна была нормальная семья, некто, о ком надо заботиться, кроме матери. Бессмысленная связь с женщинами на одну ночь не могла этого заменить.


Одна деталь насчет символизма музыки в фильме. Сразу с начала показаны кадры, где автомобиль Дмитрия едет по шумному шоссе, а потом камера резко меняет план и показывает пустую железную дорогу в захолостье.
Вот она разница между жизнью главного мужского и гланого женского персонажа. Его жизнь - бессмысленный гул и какафония, её жизнь - тишина и, если прислушаться к этой тишине, то можно услышать тонкую симфонию.

В конце, пребывая на волне эмоций, Настя упрекает преподавательницу, что их музыка суха и пуста потому, что им самим нет дела до людских бед и радостей.
Что сказать.... В чём-то Настя права, в чём-то нет. Это вечный спор теоретиков и практиков и спор этот, наверное, неразрешим.

В чём бы критикануть фильм? Разве что в ма-аленькой неправдоподобности личности Дмитрия. Верю, что он потерялся в своих надеждах и разочарованиях, верю, что он мог увлечься Настей, но момет, когда он безропотно даёт деньги на операцию для мальчика, а потом еще и бросает всё, чтобы уехать за Настей в тьму-таракань.... Красиво очень и эмоциональность этого момента понятна, но способен ли такой человек в реальности на подобные вещи?

фильм, достойно, драма, мелодрама, отечественное, размышления, рецензия, психология

Previous post Next post
Up