После диска малобюджетных чепушинок этот фильм прямо глоток свежего воздуха.
Вообще, это - минисериал из двух полуторачасовых серий/частей, т.е. в общей сложности без 4 минут 3 часа непрерывного просмотра. Фильм примечателен хотя бы тем, что является экранизацией можно сказать классики "Моби дик" Германа Мелвилла.
Книгу я, к сожалению, не читал, потому могу судить о сюжете только по фильму.
На первый взгляд кажется, что фильм целиком и полностью об охоте, в частности, о китобойной охоте. Но нет, фильм скорее о стремлениях человека и последствиях этого стремления.
[Краткий пересказ сюжета] За какое-то время до начала сюжета капитан-китобоец Ахаб повстречал в море во время рейда одного особенного, белого кита - Моби Дика. Во время той встречи Ахаб чуть не погиб, даже оказался на какое-то время прямо в пасти кита (по крайней мере, он так говорит), но всё же он и уцелел, пусть и потеряв ногу.
После этого случая Ахаб вначале впал в депрессию, а затем загорелся еще большей жаждой охоты и главное - жаждой мести киту Моби Дику. Делая всё возможно и невозможное, он снаряжает судно, находит команду и отправляется в рейд, который вроде как и обычный промысловый рейд, а с другой стороны имеет только одну, единственную цель - убить кита, ставшего для капитана фикс-идеей.
Во время рейда команда успешно убила только одного кита, точнее, китиху, всё остальное время команда под довольно-таки нещадными уговорами, давлением и даже угрозами капитана занималась выслеживанием и преследованием Моби Дика.
Охота, в конце-концов, полностью провалилась, а сам кит стал самой смертью для капитана Ахаба. В живых остался только один матрос - Измаил.
[О персонажах] Сам персонаж Измаила примечателен тем, что с него-то фильм и начинается. Он, проезжая мимо неких полей, спас негритёнка вместе с которым и нанялся на корабль Ахаба. Т.е. Измаил относиться к тем персонажам вместе с которыми зритель/читатель приходит в сюжет и с ними же уходит. Жалко лишь, что в фильме этот персонаж, помимо входной и выходной роли, имеет мало значения, хотя задаток этому имелся. Я имею в виду разговор Ахаба с Измаилом, когда поясняется значение его имени, корни которого уходят в Библию и еще.
Сноска на Библию по части Измаила, конечно, хорошо, но, как по мне, в фильме персонаж получился теневой, не самый важный. Когда против слишком уж рьяного энтузиазма Ахаба восстаёт его первый помощник Старбак, Измаил тихо выполняет свою работу; когда в команде начинаются брожения и даже дисциплинированный индеец Квикег начинает думать, что "мы выбрать не то судно", Измаил просто выполняет свою работу "этот кит - просто большая рыба и всё". Только в конце, когда во время охоты на Моби Дика погибает сразу с десяток людей, Измаил начинает протестовать.
Из остальных персонажей хочу отметить одного из матросов Стапа. Персонаж в сущности отрицательный. Если Ахаб одержим охотой на конкретного кита, для Стапа важна результативность охоты вообще. Из-за этого он начинает протестовать, когда из-за особо длительной погони за Моби Диком, рискуют испортиться бочки с китовым жиром, который уже добыт и должен быть доставлен в порт. Моби Дик - это хорошо, но китовый жир тоже кое-чего стоит. Так почему нужно терять деньги? Но потом, под напором злой энергии Ахаба Стап принимает его сторону и концентрируется на Моби Дике разве что самую малость меньше, чем капитан.
Квикег - индеец, гарпунщик. Один из понравившихся лично мне персонажей. Нет в нём ни жажды наживы, ни одержимости убийством китов. Он - охотник, но не потому, что кровожадный, а потому, что охоты - его родовое ремесло, такое же, как для иных людей плотничество, сапожничество и проч. Всякое ремесло уважает азарт, но и ценит чувство меры. Именно поэтому к определенному сюжетному времени Квикег сомневается в капитане. Он почти умирает, когда корабль застревает в полном штиле, но приходит в себя лишь начинают дуть первые порывы ветра. "Боги еще не готовы забрать тебя, Квикег". Он приходит в себя и принимает участие в своей последней охоте.
Ну и, конечно, главный персонаж после самого Ахаба - первый помощник Старбак. Он уже давно ходит по морям с Ахабом, но видно, что после тех перемен, какие внёс в личность капитана Моби Дик, Старбаку с боссом всё тяжелее и тяжелее. Он пытается управлять кораблём разумно и как надо, а Ахаб ведет рейд полагаясь лишь на свои, довольно сомнительные ощущения и тот фонтан энергии, который бьет внутри него и не даёт успокоиться. В сущности, глядя на всё более и более безумного Ахаба Старбака становиться даже жалко. Незавидная это доля - пытаться управлять экспедицией, когда на корабле есть самый настоящий безумец, который к тому же твой босс. Смерть Старбака - само благородство. Он остаётся среди обломков корабля, рядом с зажатым в них юнгой Пипом. Остаётся, чтобы мальчику было не страшно умирать( Обломки погружается в воде, увлекая за собой обоих....
Ахаб. Главный источник энергии фильма, главный возмутитель спокойствия. Что есть его стремления? Только ли злость на гигантского зверя, которого не смог одолеть? Или, может быть, он злится из-за потери ноги. Ощущать себя неполноценным, ущербным перед остальными - та еще "радость". Всё это, конечно, имеется, но стремления Ахаба это нечто большее. Это вызов - конкретному киту, его сородичам, людям, которые мешают достичь заветной цели, природе и.... Богу.
[Некоторые размышления] В начале фильма, когда на малом промежутке хронометража перед зрителем проходит еще один персонаж - жена Ахаба, которую играет Джиллиан Андерсон - на этом промежутке, во время проповеди в церкви почти прямо говорится о гордыне Ахаба. Почти прямо т.к. говорят не о самом Ахабе, а вспоминают легенду об Ионе, которого по велению Бога проглотил Кит, в наказание за гордыню Ионы.
Исходя из этого, что есть стремления Ахаба, кроме как не гордыня? Он бесконечно уверен в себе, отрицает любые знаки, кроме тех, что говорят в пользу его затеи, отрицает существование любой силы способной ему помешать. Более того, в конце Ахаб, в сущности. присягает дьяволу! о_О Он лично участвует в ковке гарпунов концы которых смазывает своей кровью, которая "проложит нам дорогу".
На протяжении фильма разные персонажи и зрители воспринимают кита по разному - кто-то как простую, пусть и очень большую рыбу, которую надо убить, чтобы потом отправиться домой с чувством выполненной работы; кто-то воспринимает Моби Дика, как порождения дьявола, но, кроме этого, читается еще один смысл - Моби Дик - знамение от Бога, которое снова и снова проходит рядом с Ахабом, показывая свою силу и говорит, что надо остановиться. Почему? Просто потому, что есть предел силам и возможностям человеческим. Предел установленный свыше, переходить который глупо и неразумно.
Ахаб не видит знамения, не хочет видеть, он идёт вперед, очертя голову, губя и себя, и команду.
"Бог создал людей для жизни" (с) Старбак.
Если бы Ахаб понял бы знамение, то повернул бы назад и сохранил и свою жизнь, и жизнь членов экипажа. И из этого получается, что Моби Дик - не только знамение, говящее "остановись", но и сигнал, что еще можно повернуть назад и спастись. Но для того, чтобы повернуть назад Ахаб должен либо смириться с поражением от конкретного кита, либо, выражаясь старым языком, убоятся Бога. Первое ему не позволяет сделать ущемленное тщеславие, а второе - та самая гордыня.
До чего же доводит Ахаба гордыня? В сущности жо суицида. Во время последней охоты на Моби Дика Ахаб намертво вцепляется в канаты от двух, торчащих из тела кита, гарпунов. Кит набирает ход и тащит лодку прямо на.... судно. Судно и лодка, конечно, вдребезги, а сам Ахаб уходит под воду все так же мёртвой хваткоё сжимая канат. Он так и остаётся привязанным к туше кита. Его тело запуталось в канатах и теперь мёртвым грузом будет бороздить моря и океаны до тех пор пока кит не стряхнёт его обо что-нибудь или пока канаты не разорвутся.
Моби Дик был знамением, мог стать спасением, но стал смертью, утащившей Ахаба в тёмную пучину, которая, если мыслить аллегориями, вполне может пониматься, как ад =\
Кстати говоря, когда Ахаб вцепляется в канаты и несётся на лодке к своеё смерти происходит одна интересная перемена. Он говорит о знамении, о катафалке впереди. Фактически от него идёт нездоровый восторг от того, что смерть близко. Это уже не гордыня, это уже - отчаяние, смешанное с истерикой =\
По части зрилищности фильма. Кому как, но я бы сказал, что фильм стоит посмотреть. Морские съёмки очень и очень! Да и китовая охота показана довольно натуральна на моё взгляд (я дилетант полный :) ). Конечно, когда Моби Дик таранит лодку, подбрасывает её вверх и сам полностью выпрыгивает из воды, повисая в воздухе, ясно и видно, что используется компьютерная графика. На КиноПоиске заметили неправильный развес флагов на мачтах, но это уже....
Главные минусы фильма, судя по КиноПоиску - определенное несоответствие книге. Вполне возможно, как я уже говорил, книгу пока не читал. По опыту знаю, что даже самый продолжительный и качественный фильм не вместит всего того смысла и глубины, который может вместить книга, но.... Всё же, на моё взгляд, фильм получился.
Напоследок несколько кадров из фильма, которые ну просто не могу не показать) Жаль, конечно, что скриншоты не могут передать действия, но всё же.
Люди из той лодки, которую разбил Моби Дик, падают в воду
Ночь перед последней охотой. Корабль попал в бурю, по мачтам и снастям мелькают "огни святого Эльма" и Ахаб как бы заряжает от этих молний гарпуны.
Жутковатая сцена, когда Измаил, погружает голову в воду и видит как к немё из глубины приближается Моби Дик. Кит проплывает рядом, показывая привязанного к нему канатами Ахаба, и уплывает в бездну.
ps. Да-да, история (по краёней мере, в книге) определённым образом на основе реальных событий.