Фильм позиционируется, как драма, но в сущности это - трагикомедия. Реалистичность-то в фильме, конечно, хромает, но это одна из тех лент, где надо вспомнить пушкинское "сказка - ложь, да в ней намёк". Отдельное браво Шону Пенну! В роль аутиста вжился ну очень здорово! Кроме того....
Сама Дакота Фаннинг, кстати, тоже знатно отличилась благодаря фильму.
Отлично девчушка сыграла)
По сюжету проходиться не хочу. Пройдусь по персонажам.
[Spoiler (click to open)] Сэм Доусон Одновременно и комичный, и трагичный персонаж. Страдая аутизмом, он успел зачать какой-то женщине (которая появилась на несколько секунду лишь в начале фильма и всё!) ребенка - девочку. Женщина оставляет ребенка, мотивируя тем, что ей самой еще хочется пожить. И ему приходиться приспособливать свою жизнь, свою психику под нужды малого ребенка, а потом и растущей девочки. Хорошо, когда девочка маленькая, а Сэму помогает соседка. Это время трудное, но он справляется. Хуже становится, когда Люси начинает становиться личностью - задавать бесконечные вопросы, познавать мир, развиваться. И это в то время, когда у Сэма нет ответов на большинство вопросов дочери. Он сам слишком много не знает,точнее сказать, не понимает. Эту пустоту своей интеллектуальной неполноценности он заменяет искренностью и бескорыстием. Сэм, действительно, делает всё возможное, чтобы его дочь была счастливой и имела всё самое лучшее. И в этих попытках он как раз и становиться и комическим, и трагичесим персонажем. Смешно смотреть, как Сэм дрыгается с надувной гитарой на детском празднике и мн. другое, в то же время понимаешь какие почти нечеловеческие старания стоят за этим. Самое грустное, что старания вполне могут оказаться бесполезными т.к. выше своей головы не прыгнешь.
Рита Уильямс Сверх-занятая женщина-адвокат, с невидимым для зрителя мужем и вечно недовольным ребенком. Она успешна (так поначалу кажется), относительно счастлива, деловита и цинична. За дело Сэма, когда тому приходиться доказывать свои права на дочь в суде, берется не из доброты душевной, а ради поддержания репутации. Для неё дело аутиста - временная неприятность, с которой нужно быстренько разобраться т.к. наработанного профессионализма должно здесь хватит с лихвой.
Однако, дело Сэма обнажает её собственные проблемы - конфликт с мужем, которому она уже N лет не нужна, конфликт с ребенком, который её чуть ли не ненавидит и посему нарочито непослушен. Всё это выплывает наружу, полностью затмевая собой остальную частью её жизни.
В сущности, чем дальше, тем больше она смотрит на попытку суда разлучить Сэма с дочерью, как на проблемы в своей семье, где работа разлучает и разделяет её с сыном. В одно из заседаний суда Сэм, нечаянно начинает речь в защиту семье, но.... не своей, а Риты. Он сам, конечно, мало что понял в тот момент, но зрителям становиться понятно, что работа с Сэмом для Риты - сублимация решения проблем её семьи.
Люси Доусон Веселая, до поры до времени беззаботная и умная девочка. С одной стороны в её лице перед нами простой ребенок, которому не нужно ничего, кроме родного человека рядом и детских игр, с другой - с каждым днём границы её мира расширяются, личность вполне законно нуждается в том, чтобы родной человек смог дать начальный толчок в понимании мира, смог своими познаниями сделать первые мазки в той картине мира, которую ребенок будет рисовать для себя всю свою жизнь. Вместо этого Люси чувствует, как неполноценность отца буквально зажимает её в тиски и отделяет от общества. Эти ощущения, наверное, можно сравнивать с попыткой человек встать ноги. Рядом стоит другой человек. Тот, кто хочет подняться, протягивает руку, прося помощи, а его берут за голову и придавливают к земле.
Именно поэтому Люси не выдерживает и в разговоре с одноклассником говорит, что она не родная дочь Сэму и вообще он не самый лучший отец. Этим она и запускает всю ту судебную тяжбу.
В сущности, личные или семейные проблемы есть в этом фильме у всех. Конечно, они и в жизни у всех есть, но....) Соседка Эни, которая в начале фильма кажется чуть ли образчиком нормального человека, вдруг оказывается полна страхов, корни которых в прошлом. Её избивал отец-алкоголик и из-за этого она боится выходить из дому. Доходит до того, что даже из машины выйти страшно!
Женщина из агентства опёки (которая на суде, а не та, что потом N-ое время Люси воспитывала) тоже не идеальна. Под нажимом Риты она признает, что будучи вроде бы полноценным человеком с нормальным IQ, она не может найти общий язык со своим ребенком.
Собственно, именно это и есть основная мысль и главный вопрос фильма - что же нужно, что важнее родителям для хорошего воспитания? Знания о том какие подгузники купить, какую еду сварить, какую одёжку надеть на ребенка, а также беглая эрудиция по основным науч. и гуманитарным направлениями или же это всё вторично и приходит само, если между родителем (без разницы матерью или отцом) и ребенком - мир и понимание?
В лице людей из суда перед нами первая позиция. И их можно понять. Для серьезного человека при взгляде на Сэма нет никакой гарантии, что сегодня любя дочь, он не изжарит её завтра в горячей воде, которой по ошибку наполнит ванную. Ну или еще чего. Ведь он аут, он не поймет, не догадается, не сумеет заметить и исправить ошибку. А ведь здесь цена ошибки - здоровье и даже жизнь ребенка!
В лице же Сэма мы видим вторую позицию - наивные, глупый, но добрый, понимающий и просто любящий. Сама Люси вскоре после своего заявления об отца, раскаивается и громко заявляет взрослым, что её не нужен никто, кроме Сэма. Так, но и не совсем так. Как говорит в конце сам Сэм, Люси, кроме него, нужна женщина, которая заменила бы мать. Эа женщина находиться и после некоторых перепетий между ней, Люси и Сэмом устанавливается мир.
Вопрос фильма понятен. А ответ? Сам фильм, как ему и полагается, даёт простой сугубо позитивный ответ - важен не IQ родителя, а его подход к ребенку и теплота их отношений. Добавлю немного реализма, сорри. Конечно, IQ - не самая важная вещь не свете. Ребенок может получить больше пользы для себя, как личности от глуповатых бабушки и дедушки из деревни, чем умных родителей, работающих на HiTech фирму в мегаполисе. Это понятно. С другой стороны нужно развитие и в плане интеллекта. А при постоянном общество умственно-неполноценного родственника ребенок с хорошим умственным потенциалом невольно начнёт снижать свою планку всё ниже и ниже. Хорошо, если обойдется без психологических или даже психических проблем, а ведь может и не обойтись =\ Ведь когда кто-то или что-то извне зажимает бьющее изнутри человека стремление, то "пружина" в душе будет сжиматься, но настанет тот день, когда она разожмётся и человек выплеснет наружу весь накопленный негатив - недовольство родителем, недовольство жизнью, недовольство собой. Фраза Люси, что она - приёмная дочь - цветочки по сравнению с тем, что может быть.
Собственно, наилучший выход из ситуации в фильме состоялся. Как я понял, Сэм выиграл процесс, но Люси не отдана ему в полное воспитание. Скорее всего, девочка будет жить у "женщины в красном", которая уже стала и станет еще больше для неё матерью и, как умственно-полноценный человек, даст Люси всё, что нужно. Сэм, как мне думается, получил свободу встречаться с дочкой, когда ему и ей это удобно.