Бейте меня, фанаты! Потому что не впечатляет. Совсем...
[Spoiler (click to open)]Знаете, в чём проблема Лавкрафта, по крайней мере, в этом рассказе? Я могу ошибаться, на вкус и цвет все фломастеры разные, но для меня сейчас ужас в деталях! Если хочешь напугать кого-то, кроме детей, опиши как можно больше деталей!
Насколько там широко и глубоко надо копать, определяет сам автор. Потому что дефицит описаний рождает попросту пустоту. Избыток мерзости создаст ощущение, что автор не ужасается вместе с читателем, а обмазывается всеми нечистотами мира, потому что оно ему в кайф.
Так вот Лавкрафт почти не описывает ужас, которым хочет заставить читателя трепетать. Все описания максимально скудные, в пустых, общих словах. Не не работает так, не работает!
Если автор хочет ужаснуть хороводов уродцев, ему нужно описать в чём, собственно, там уродства =\ Может, поклонники Ктулху один в один прокажённые? Может, похожи на больных бубонной чумой? Может, у них все кости искривлённые и со всякими утолщениями тут и там?
Лавкрафт хочет описать статую Ктулху, а получаются фальшивые, наигранные пассы начинающего фокусника, который делает большие глаза и приговаривает, что вот эта вещица страшная и нам нужно бояться, до инсульта, инфаркта или как минимум дрожи в коленках и плохих снов по ночам.
Два судна встречаются в море. На одном белые, на другом разный цветной народ. Цветные открывают огонь. Судно белых идёт ко дну, но пока оно тонет, белые героически берут корабль цветных на абордаж и... экипаж цветных оказался настолько гнусным, что белые всех порешили. А в чём гнустность-то? Опиши! Опиши нечто за гранью? Они были неприветливо и сражались, как берсерки? Ничего себе =\ Всё?
Вообще, либо я крупно так ошибаюсь и ничего не понимаю, либо Говард Лавкрафт - тот ещё расист! Потому что рассказ рисует чёткий водораздел между цветными и белыми. Белые все в науке, в творчестве и в прочих благородных изысканиях. Чернокожие и цветные поклоняются ужасному Ктулху по всему миру и готовы на всё ради порождения ужаса!
Ах да, мотивация служителей культа, в том числе ужасных уродцев, танцевавших вокруг костра просто шикарна! Они хотят власти над миром? Они хотят отомстить за все гонения и притеснения от гордых белых людей? Нет. Они хотят убивать и веселиться, чтобы Старейшины научили их новым способам убивать и веселиться. Убивать... и веселиться...
Люди, это мотивация гопников из подворотни! =\ Это вообще никак и ни о чём!
Ощущение, что Лавкрафт писал... Нет, не для детей, определённо не для детей, но для крайне неизбалованной публики, которая готова схватиться за сердце от одного слова "Ужасно!" или "Гнусно!" и "Немыслимо!"
Впрочем, учитывая, что автор жил не вчера и рассказ издал не сегодня, может быть, так и есть? Такими простыми мазками Лавкрафт заложил основы жанра ужасов, а я такой умный сижу в 2024 и критикую :)
Для меня достоинство рассказа только в финале, где ужас превращается в фантастику контакта. Да, именно фантастику контакта с древним пришельцем с другой планеты или другого континуума. Особенно понравилось, что в руинах города Ктухлу не просто гигантские камни, а пространство с иной геометрией. А тогда ещё не было Эйнштейна с теорией относительности и искривлением пространства, как установленным фактом объективной науки.