Сценарий: Роман Кантор, Михаил Локшин, Михаил Булгаков
В ролях: Аугуст Диль, Юлия Снигирь, Евгений Цыганов, Клас Банг, Юрий Колокольников, Алексей Гуськов, Кеша, Юра Борисов, Алексей Розин, Данил Стеклов и другие.
Просмотрено в онлайн-кинотеатре Kion.
Булгаков всегда был критиком. Даже в безобидном "Иван Васильевич меняет профессию" Гайдай экранизировал сатиру на советскую власть. В "Собачьем сердце" критики ещё больше. "Мастер и Маргарита" - это вообще пик! Автор настолько разочаровался во всём, что призвал даже не кары небесные, а самого дьявола покарать грешников и рассудить всех.
При этом, хоть роман я читал давно, помимо отторжения СССР я увидел ещё и упрёк высшим силам, так как Бог вроде есть, но Его нет, Иешуа Га Ноцри - добро, но слабое и бессильное. Добро просто есть, оно вроде бы может изгонять нечистую силу и свита Воланда вроде боится молитвы и, когда человек креститься, но... В целом добро вообще ничего не значит и под пятой. Причём, под пятой не дьявола, а людей. А Воланд что? Он у Булгакова на две ставки и за двоих, и за Бога, и за себя. Да, такую я вижу картину.
Что же тут? [Spoiler (click to open)]Критика вообще всего и вся! Причём, в основном даже не обоснованная! Опять же мне надо перечитывать роман, но там вроде хоть были связи между причиной и следствием, тут советская власть просто плохая, потому что... Потому что отвергла роман. И только в одной единственной сцене Мастер прямым текстом обвинил тот же Союз писателей в том, что советская власть свергла и преследует буржуа, чтобы самим жить, как буржуа! Мол, лицемеры! Ну да, разное было во всей истории СССР. Не могло не быть, потому что нельзя вдруг сотворить идеал.
Но помимо того, советская власть в фильме плохая только, потому что она советская и давит лично Мастера и подобных ему. В кадре нет фотографий Сталина, бюстов или портретов, но про "усатого", конечно, сказали и атмосфера страха, ужаса перед репрессиями здесь буквально во всём. Вплоть до более чем детальной картины карательной психиатрии.
Но знаете в чём нюанс? Нюанс именно тягот Мастера, страданий, лишений одинокого драматурга? Давайте подумаем. За что система его давила? За роман про Иешуа Га Ноцри, явную аллюзию на Христа. Естественно, в советском государстве нет смысла печатать такой роман. И вот вроде бы драматург обвиняет страну, власть в отвержении Бога, Христа, высших ценностей и так далее, поэтому советская власть плохая.
М-м... А ничего, что Иешуа - еретический и крамольный образ Христа? Там вовсе не мессия всех христиан, не центральный, основной персонаж Нового Завета, не учитель, за которым пошли тысячи и миллионы, не пророк, от которого во все концы света разошлись апостолы, которые и создали подоплёку современного христианства. Нет, Иешуа - это одинокий, никому особо не нужный, несчастный маленький человечек, с которым ходит единственный апостол, но и тот пишет всё не так и даже вообще не так!
Что же это такое? А, знаете, если действия "Мастера и Маргариты" перенести в Российскую Империю, в страну, где во главе угла стоял император и патриарх, роман бы и там отвергли! И обвиняли бы Мастера уже не коммунары, не лицемеры и неотёсанные мужики, а православные, аристократы и иерархи! У-упс, неудобненько получилось :)
При этом, если в романе и сериале 2005 года Иешуа - это всё-таки образ бессильного добра, которое лишь иногда что-то может, но в целом через апостола скромно трётся в приёмной повелителя теней, в новой экранизации, где здорово смещены акценты, Иеуша - всего лишь бродячий мудрец. Его страдания и казнь - это скорее образ самого Мастера, его отверженности и страданий.
И снова у меня большой, огромный, дикий вопрос! А причём тут СССР, в смысле удара и пресса цензуры по такому произведению? Аллюзия, а то и знак равенства одного драматурга с искажённым образом Христа - это уже богохульство, которое в Империи, наверное, не потерпели бы.
Впрочем, тут прошлись как по горячим мечтам идеологов пролетариата о мировой революции, так и по современности, так как в одной из сцен играют спектакль, где как бы пробуют заглянуть в декабрь 2022 года, а там... Все республики наши! Намёк или...?
Тут, наверное, надо закончить, но... Мастер, Мастер, а как же Воланд? А почти что никак. Единственный плюс персонажа и актёра Аугуста Диля в том, что от него веет словно бы ветром будущего, будущего по отношению ко времени действия. Так как впереди там война, Великая Отечественная, где над миром и СССР нависнет фашистская Германия, Третий рейх. Именно поэтому образ Воланда иногда всё же зловещий. В памяти восстают картины вовсе не советских застенок, а пытки СС, концлагеря для тех, кого кто должен быть уничтожен во имя возомнивших себя высшей расой. В памяти восстаёт образ Йозефа Менгеле и многих других садистов. Потому что Воланд Аугуста Диля еле сдерживается от зловещих, хищных ужимок.
Хорошо? Хорошо-то хорошо, но ничего хорошего. Потому что по сравнению с Воландом Олега Басилашвили напрочь отсутствует статус, жуткое величие тьмы! Воланд Басилашвили был действительно тем самым древних духом, повелителем ада, авторитетом, источником тьмы, мрачным, в меру уродливым мудрецом. Да, бородавки придавали ему особой харизмы. Он пришёл судить, миловать и казнить, потому что добро где-то там и оно бессильно.
Воланд Аугуста Диля и уж тем более его свита - это так... Ужимки и подпевки. Актёр мог бы прекрасно сыграть какого-нибудь нациста или демона максимум средней руки, но только не самого дьявола!