Сценарий: Фрэнсис Форд Коппола, Джон Милиус, Майкл Герр и другие.
В ролях: Марлон Брандо, Мартин Шин, Роберт Дювалл, Фредерик Форрест, Сэм Боттомс, Лоренс Фишбёрн, Альберт Холл, Харрисон Форд, Деннис Хоппер, Г.Д. Спрэдлин и другие.
Сразу скажу, что смотрел фильм в первый раз, а до того слышал только фразу про запах напалма по утру.
Ради технической детали скажу, что смотрел расширенную, так называемую Redux версию фильма на 3 часа 16 минут и БЕЗ финальных титров. А теперь к сути.
[Spoiler (click to open)] Вот выше я сказал, что так уж получилось и про «Апокалипсис сегодня» я знал только то, что оно классика кинематографа, про Вьетнам, точнее, про войну во Вьетнаме и ещё слышал про напалм. Всё! И, возможно, поэтому перед просмотром я думал, что меня ждёт… Нет, не эпический эпик, а самое жуткие батальные сцены в мире и всё это на протяжении без малого трёх часов, чтобы оставить немножко хронометража на драму без войны в кадре по факту.
Нет. У меня ощущение, что я посмотрел… Экранизацию романов Эриха Марии Ремарка. Только он писал про солдат Первой и Второй мировых войн, а тут про локальный конфликт во Вьетнаме, бушевавший в рамках геополитической Холодной войны, начавшейся сразу после капитуляции фашистской Германии и императорской Японии.
Особенно «Апокалипсис» напоминает роман «Время жить, время умирать», но никакого знака равенства я не ставлю. Просто по ощущениям и то лишь отчасти. Самая главная разница в том, что после Ремарка у меня остаётся ощущение морального истощения. По крайней мере, так я понимаю состояние главных героев. Апогея оно достигает в «Искре жизни», где автор прямо пишет о том, что выжившие в концентрационном лагере хотели только сесть и смотреть вдаль, потому что на остальное сил не было.
И в целом от знакомства с Ремарком, после нескольких его книг мне казалось, что его творчество - это чуть ли не арт-терапия, которую ему прописал психолог, чтобы ветеран мог выплеснуть накопленное за душой, эмоции, переживания, которых невозможно в себе держать, словно их нет.
А вот «Апокалипсис сегодня» - это уже не арт-терапия того, кто прошёл войну, мается и пишет в миру, чтобы рассказать как оно было. «Апокалипсис сегодня» не сразу, но впоследствии и постепенно напоминает прогулку в каком-то госпитале ветеранов. Вокруг лежат раненные, окровавленные, с культями, но в основном госпиталь психиатрического уклона. А мы ещё можем частично воспринимать галлюцинации пациентов. Мы видим, как они потерялись в воспоминаниях. Мы видим, как они балансируют на грани между реальностью и ужасами, которые механизм ПТСР проигрывает снова и снова.
И даже само путешествие, экспедиция Бенджамина Уилларда за опасным дезертиром Уолтером Курцем не сразу, но впоследствии напоминает, кажется и воспринимается не как физическое перемещение из точки А в точку Б. «Апокалипсис сегодня» - это прежде всего путешествие внутрь себя, в самый центр личного же безумия через фантасмагорию галлюцинаций, образов и осколков реальности. И нет никакого Уолтера Курца, есть ядро ужасов и кошмаров, а также то самое ядро, где ты сам главная частичка тебя, которая добралась пусть до безумного, но всё равно понимания того, что происходит вокруг.
А финал - это буквально пусть и частичная, но победа над безумием и над собой. Ну, а частичная эта победа, потому что полная победа уже невозможна. Сознание, психика слишком искажены, изуродованы и не видать никогда пути назад в мир обычных людей.