Матрица: Воскрешение / The Matrix Resurrections (2021)
May 02, 2022 20:54
Режиссёр: Лана Вачовски
Сценарий: Дэвид Митчелл, Александр Хемон, Лана Вачовски
В ролях: Киану Ривз, Кэрри-Энн Мосс, Яхья Абдул-Матин II, Джонатан Грофф, Джессика Хенвик, Нил Патрик Харрис, Джада Пинкетт Смит, Приянка Чопра Джонас, Кристина Риччи, Ламбер Вильсон и другие.
«Матрица: Воскрешение»? Или Вачовски сняли «Матрица: Реквием»? Трагедия или фарс (с)?
Как же ж хорошо, что я посмотрел фильм только после того, как познакомился с отзывами. Потому что правы были те зрители, которые писали, что Вачовски сняли не бред, а фактически стёб на самих себя. А ведь кто-то писал о том, что тут вообще ничего не понятно, происходит голимая чепуха и лучше бы не снимали. О чём вы вообще, когда в первые полчаса ленты нам не раз и не два прямо и в лоб говорят о том, насколько всё изменилось, как изменился мир, люди, культура, политика, медиа!
Той «Матрицы», где Нео был борцом за свободу против диктатуры и одновременно Буддой с Христом, чтобы без шуток встать против машин, компьютерного вируса, дьявола в костюме, тёмного демиурга и буддистской Мары, той «Матрицы» больше нет. И её в принципе сейчас быть не может! [Spoiler (click to open)]
Фактически новую «Матрицу» надо поставить в один ряд с картиной Адама МакКея «Не смотрите наверх». Да-да, я про тот самый хит с Леонардо ДиКаприо! Почему вдруг Вачовски решили сделать трилогию квадрологией? Почему они плюнули в лицо всем поклонникам, превратив «Матрицу» в несуразное? Потому что нет там ничего несуразного! Реальность стала несуразной, вот в чём проблема.
«Матрица», как и другие хиты киберпанка, пытались как-то сражаться, противостоять беспринципному капиталу, усилению общества потребления, бездумному развитию технологий, кабинетной, конторской рутине, всепролазной слежке спецслужб и ещё более всепролазной рекламе бесконечного множества корпораций. И что? И как? Кто победил? Корпорации. Транснациональные корпорации! И вот мы уже тащимся не от множества реальных героев, а от конвейера супергеройских фильмов и пафосных, до жути одинаковых игр. Мы уже в «Матрице» и нет Нео, чтобы спасти нас.
Давайте вспомним про эпизод «15 миллионов заслуг» из первого сезона «Чёрного зеркала», где человек ужаснулся бесконечно порочной реальности, высказал всё как на духу и-и… Он стал вождём Сопротивления? Он поднял восстание? Он породил скандал? Он заставил задуматься о жизни? Нет. Мир на секунду замолчал, а потом его просто сделали звездой телешоу. Он снова и снова выходил к камерам, чтоб обвинять всех зрителей во всех смертных грехах, чтобы им было смешно! Давайте вспомним про mr.Freeman, персонажа одноимённого веб-сериала, который прямо сказал, что многие живут, чтобы просто жрать, срать, ржать.
Жрать! Срать! Ржать! Жрать! Срать! Ржать! А, чтобы мы могли жрать, срать и ржать, где-то там работают эффективные менеджеры, которые совещаются как бы сделать новый продукт, новую игру, новый блокбастер, новую, напичканную химией еду привлекательной и вроде бы уникальной! Чтоб мы купили и забыли вообще про всё, кроме счастья от удачной покупки и жажды купить ещё более крутой девайс, крутую игру, билет на крутой фильм про крутых парней и крутую жизнь всем на зависть.
Может быть, Нео и вырвал людей из лап Матрицы, но Матрица победила. Мы проиграли. Не хотите воспринимать новый образ Морфеуса? Считаете его оскорблением для того, легендарного Морфеуса? Какие времена, такой Морфеус. О каком серьёзном протесте киберпанка мы говорим, когда он практически наступил?
Конечно, корпорации ещё не торгуют мириады разных имплантов, человекоподобных андроидов и программами виртуальной реальности с воздействием на все органы чувств, но результаты первых шагов уже есть. Искусственный интеллект ещё не восстал и даже по сути не создан в том виде, в каком мог бы восстать, но мы продвигаемся к цели, которая, возможно, нас погубит, уничтожит, как вид, или засунет в капсулы, где мы заснём вечным сном. И, может быть, поделом.
Хотя… Нам и искуственного интеллекта не надо, чтобы заснуть в своих капсулах. И тут уже остаётся только морщиться на самих себя, плакать или хохотать в голос над фильмом и над собой. И пусть финал пытается вселить в нас надежду на второй шанс, но… Нео уже не тот, да и Тринити уже не та. Они не могут и не в состоянии спасти человечество. Им бы себя спасти, найти силы, чтобы вырвать друг друга из цепкой хватки нового воплощения Мары.
И если за Тобою во имя хлеба небесного пойдут тысячи и десятки тысяч, что станет с миллионами и с десятками тысяч миллионов существ, которые не в силах будут пренебречь хлебом земным для небесного? Иль Тебе дороги лишь десятки тысяч великих и сильных, а остальные миллионы, многочисленные, как песок морской, слабых, но любящих Тебя, должны лишь послужить материалом для великих и сильных? Нет, нам дороги и слабые. Они порочны и бунтовщики, но иод конец они-то станут и послушными. (с) «Великий инквизитор», Фёдор Достоевский.
А ведь финал «Матрица: Воскрешение» - это уже ни разу не фарс, не стёб и не гротескная сатира. Возможно, я ошибаюсь, но, кажется, сцена на последних минутах может быть даже отсылкой на… «Великого Инквизитора» Фёдора Михайловича Достоевского. Сомневаюсь, конечно, но вдруг… Отчасти логика аналитика была уже озвучена Архитектором в оригинальной трилогии, но именно в квадриквеле реплики антагониста напомнили мне про монолог полного спеси и самомнения старика, вставшего перед мессией. Давай, Нео, борись. Один или с Тринити. Вдвоём или с группой поддержки. Ты ничего не добьёшься и никакого не спасёшь. Откроешь глаза одному, но отступишь перед сотней и миллионами, которые останутся в Матрице. Ты ведь уважаешь их выбор? Значит, ты проиграл, а Матрица победила.
Имеешь ли Ты право возвестить нам хоть одну из тайн того мира, из которого Ты пришел? ...нет, не имеешь, чтобы не прибавлять к тому, что уже было прежде сказано, и чтобы не отнять у людей свободы, за которую Ты так стоял, когда был на земле.