Бегущий по лезвию: Чёрный лотос / Blade Runner: Black Lotus (2021) Япония, США

Mar 06, 2022 19:39




Режиссёр: Синдзи Арамаки, Кэндзи Камияма

Сценарий: Брэндон Оман, Алекс де Кампи, Филип К. Дик

В ролях: Ариса Сида, Джессика Хенвик, Уилл Юн Ли, Синсю Фудзи, Уэс Бентли, Такэхито Коясу, Самира Уайли, Такако Хонда, Джош Дюамель, Таитэн Кусуноки и другие.

Пока не случился Fallout, Странник рискнёт написать не то что бы обзор, но отзыв на аниме спин-офф по франшизе «Бегущего по лезвию».

[Spoiler (click to open)]
Если в двух словах, то у нас тут не лучшее, но и не худшее расширение вселенной. А, если немножко по подробнее, то я начну с истоков. Кто не забыл, тот помнит, что началось всё вовсе не со сценария, который срежиссировал маэстро Ридли. Всё началось с романа одного из классиков научной фантастики Филипа Киндреда Дика «Мечтают ли андроиды об электроовцах». И далее я буду иллюстрировать ретроспективу скриншотами из комикса, основанного именно на книге.

И я как раз недавно прочитал роман. Добрался, наконец, и-и... Теперь я даже и не знаю, как относится к двум полнометражным фильмам и сериалу. Потому что при всей прекрасной режиссуре и вроде бы совсем не глупом сценарии у Ридли Скотта и Дэни Вильннва история вообще не та и не о том!

В романе мы видим нечто вроде трёх разных взглядов на мир, который погибает после большой войны.

- Есть корпорации, которые прославились и сделали себе состояния на создании и продаже искусственных, электрических животных. Потому что настоящие просто вымерли. И вроде всё разумно. Люди ведь во все века заводили себе домашних животных? Как для того, чтобы они приносили какую-либо хозяйственную пользу, так и просто ради того, чтоб живые души были рядом и радовали нас своим присутствием? Так ведь? Без кота жизнь не та! А без коровы нету молока. А раз животные все вымерли, но потребность так и остаётся, то, наверное, надо что-то делать?

На самом деле всё вроде бы разумно, но фальшиво. Настолько, насколько вообще возможно. А корпорации рисуются фантастом буквально продавцами лжи.

- А пока бизнес делает свой бизнес, все остальные потребляют товары с красивых полок магазинов, но... Обыватели настолько сломлены, настолько стали жертвами давным-давно запущенной депрессии, что напрочь перестали испытывать привычные нам чувства. И всех животных раскупают практически не ради практической пользы или хотя бы ощущения поблизости живой души, а просто по инерции, ради престижа. А в остальное время, чтобы хоть как-то справится с запущенной опустошенностью и в сущности социопатиец все люди буквально пропадают к кнопкам и ручкам чудесных генераторов эмпатии. И именно чёртова железка насильно, принудительно вливает в каждого те чувства, которые они хотят или, вернее, считают нужным испытывать. Без генератора едва ли не все люди пластом лежат и грезят мыслями, чтоб всё закончилось раз и навсегда.



- И в этой милой обстановке есть репликанты, андроиды, искусственные люди, которых можно отличить от человека лишь по анализу спинного мозга и психологическому тесту Войта Кампфа. Они сильнее человека, они способны выносить экстремальные температуры, но в тоже вреия они безропотные слуги. Должны быть. Но репликанты нет-нет, да восстают.



Вот только в фильмах ситуация упрощена. Тест Войта Кампфа есть и кое-что сказали про иную, отличную от человеческой реакцию андроидов на эмоциональные раздражители, но всё равно… Показана типичная история восстания хороших не роботов, но всё равно синтетиков против обыкновенных и в общем психически нормальных людей, которые их порабощают. И, если в книге на первом месте как раз та самая больная тяга людей к искусственным эмоциям через наборы цифирок на генераторе, в экранизации такого нет вообще, зато на первом плане история борьбы, но андроидов, вернее, репликантов за возможность хоть как-нибудь продлить предельно укороченную жизнь.

При этом репликанты в книге, точнее, серия андроидов на базе мозга Nexus 6 открытым текстом названы по сути эгоистами и эгоцентристами. И, если люди просто разучились сочувствовать и сопереживать без технологий, то репликанты в принципе не в состоянии сочувствовать не то что людям или же животным, но даже и друг другу!

Они организуются, когда и если взаимопомощь им выгодна и необходимо для выживания в борьбе против людей, но те же репликанты без жалости, сомнений, сожалений подставят и убьют друг друга, если подумают, что так им будет лучше, чтобы выжить. Иначе говоря, они бы запросто могли бы, например, работать в нацистских концентрационных лагерях и жалели бы исключительно себя, а узники были бы объектами их любопытства и абсолютно безжалостных экспериментов.



Поэтому выходит так, что корпорации и в книге, и в экранизации показаны надменными богами и продавцами лжи, но разницы между отчаянной игрой в иллюзию со стороны людей и мрачным, безжалостным признанием реальности со стороны искусственных эгоцентристов в экранизации вообще не существует! Фильм даже демонстрирует картину, где загнанный Рой Бетти ненавидит своего врага, но всё равно щадит его, спасает ему жизнь. Потому что бесправный раб давно уже стал лучше господина во всём и в том числе в сочувствии, в сопереживании, в банальной жалости к живому существу.

А в сиквеле тем более нам демонстрируют репликантов с мозгом Nexus 8 и Nexus 9. И там уже шла речь не про ужасно ограниченную жизнь и не про эгоизм андроидов, а просто про признание и не признание их личности и свободной воли. И тут нет отсебятины. Филип Дик, действительно, писал о планах корпорации усовершенствовать своих андроидов.

Мы производим то, что необходимо колонистам, - ответил старик. - Следуем проверенному временем принципу коммерции. Если бы мы не начали совершенствовать андроидов, этим бы занялась другая фирма.

Поэтому и в сиквеле, и в сериале о прошлом уже не вспоминают. И, если репликант восстал, то он уже вовсю сочувствует как людям, так и себе подобным. Поэтому в сухом остатке сериал - это стандартная история о восстании искусственного разума против создателей, когда на самом деле между создателем и его созданием границы считай не существует. Ну, кроме разницы в физиологии и биохимии.

Всё. Надеюсь, не слишком утомил таким масштабной вводной, поэтому перехожу к конкретике по сериалу.

Плюсы:

- Атмосфера. Если забыть о том, о чём благополучно забыл маэстро Ридли, останется классический нуарный киберпанк, мгла, давящий сумрак почти что уничтоженного мира. Весь мир в агонии и все вокруг мечтают хоть как-нибудь, но выбраться в колонии, с безнадёжной и уже не голубой планеты на Марс. Но Марс для тех, кто может заплатить. Для остальных есть свет неоновых реклам, рекламных же экранов и голограмм.




- Режиссура! Просто огромное количество красивых и эффектных кадров! Давящих, мрачных, но красивых!





- Отсылки и пасхалки. И тут ещё разок моё почтение! Особенно хочу отметить то, что хронометраж сериала позволил создать отсылки и пасхалки как режиссёрам, так и сценаристам. Тут и отдельный кадр важен, и поворот сюжета, который отсылает как к фильмам, так и роману Филипа К. Дика.




- Я не спец, но вроде бы отличная хореография драк. Тем более тут в основном не перестрелки, а рукопашная и фехтование.




А вот теперь о минусах…

- Слишком. Много. Драк! Получился прямо боевик. А поскольку тут в основном фехтуют, а не стреляют, наверное, мне стоит вспомнить «Убить Билла» с незабвенной нашей Умой Турман. И всё бы ладно, но… =\ И в книге, и в экранизациях драки были исключительно короткие. Особенно в книге! В обоих фильмах, естественно, иначе. И Ридли Скотт, и Дэни Вильнёв растянули финальные противостояния, чтобы была картинка. А в остальном все разбирались меж собой буквально за секунды! В романе так вообще все репликанты погибают чуть ли не бесславно.

И не поверите, но в этом есть резон. Потому что драки мастеров и уж тем более драки дилетантов с мастерами как раз короткие, всё остальное - зрелищность. И тут её буквально выше крыши.



- Возможно, я не прав, но я не помню, чтобы в книге или в фильмах мозг репликантов включал в себя систему, которая не позволяла им убить или хотя бы ранить какую-то конкретную персону или людей вообще. Раболепная покорность у репликантов с мозгом Nexus 9 была, но блокировки попыток убить и ранить не не помню. По крайней мере, я не помню сцен, чтоб репликант пытался, но не мог. А в сериале компания амбициозных и состоятельных буквально издевается над репликантами и те пытаются дать сдачи, но не могут. Как так?




В самой такой системе нет ничего такого. Азимов в своё время железно давал роботам три базовых закона, которые не позволяли им не то что убивать и ранить, но даже попросту бездействовать не позволяли! При условии, когда бездействие могло закончиться какой-то травмой или гибелью любого человека в поле зрения. Ну и, пожалуй, Алекс Мерфи, который из офицера полиции Детройта стал Робокопом, грозной боевой машиной. Он ужасал преступников, но был не в состоянии не что выстрелить, но даже арестовать одно амбициозное лицо из совета директоров OCP. Но во франшизе «Бегущего по лезвию» такого не было. По крайней мере, в фильмах и в романе.

- Атмосфера хороша, но вот не та и всё. Точнее, не совсем та. Всё дело в том, что Ридли Скотт с Дени Вильнёвом частенько выдавали в кадр гигантоманию, которая буквально поглощала собой людей, точнее, маленьких, ничтожных человечков. Тех человечков, которые остались после большой войны в огромном и гниющем мире. И это было правильным решением,так как и Филип Дик писал об этом, об одиночестве и осознании конца или чего-то близкого к концу. А вот японцы сделали иначе. Сериал нашёл свой, уникальный баланс, в котором больше неоновых реклам и драмы, чем гигантизма корпоративных пирамид с разрухой бесконечных Пустошей. А правильно оно или не правильно, судите сами.

- Либо я пятой точкой смотрел и ничего не понял, либо есть гигантская проблема в сцене с проверкой главной героини в том самом тесте Войта Кампфа. И в книге, и в обоих фильмах тест заключался в том, что человек или репликант садился перед аппаратом, чтобы подставить глаз, зрачок под луч. Луч с увеличенным изображением зрачка на экране перед оператором должны были улавливать малейшие сокращения радужной оболочки глаза. И в тоже время на щёку крепили специальный датчик, который должен был распознавать реакцию подкожных капилляров. Таким вот образом мы получаем позу, которую мы можем наблюдать буквально в каждом кабинете офтальмолога.




А в сериале дейтерагонист тестирует нашу героиню, которая сидит примерно в метре от аппарата и ощутимо выше того луча, которого вообще не видно, но, если бы он был, светил бы ей не в глаз, а в грудь.



При этом на экране аппарата всё равно исправно виден глаз. Как так? А вот не знаю как.

- Мальчики ушли, девочки пришли. Да-да, давно уже не новость. Сто лет в обед. Но тем не менее я должен оставаться объективным и всё сказать. Вот раньше же как было? Мальчики, парни и мужчины сражались, воевали и дрались не на жизнь, а на смерть, а девочки, девушки и женшины всё время были на подхвате. Поэтому и в книге, и в экранизации Ридли Скотта разборки в основном между мужчинами. И даже в сиквеле Дени Вильнёва также. Почти. Только финал стал сражением протагониста с антагонисткой, которая на самом деле была всего лишь правой рукой главного злодея.

Нет, я не против сильных, смелых, бесстрашных девчонок, девушек и женщин. Наоборот! Но я за равноправие, за то, чтобы плечом к плечу, а не за крайности, когда авангард становится тылом, а тыл авангардом! Но в сериале на первом плане девочки. Благо хоть дейтерагонист и антагонист - мужчины. И всё бы ладно, но… Но, видимо, японская культура сказалась и Чёрный лотос не женщиной, не девушкой, а девочкой.





Вот такое хрупкое создание в рваных лосинах я называю девочкой, которая едва-едва и только начинает превращаться в девушку. И эта девочка даёт по мордасам буквально всем! Ну разве что с антагонистами ей сложно. Порою очень сложно, но остальные для неё буквально мелочь. И да, я помню, что репликанты сильнее человека, а тут ещё особые модели, но всё равно смотреть на это порой даже забавно.


культовое, книга, фантастика, драма, боевик, киберпанк, США, научная фантастика, режиссер, экранизация, сериал, отзыв

Previous post Next post
Up