В ролях: Жан Негрони, Хелен Шателейн, Даво Хенич, Жак Леду, Андре Хайнрих, Жак Браншу, Пьер Жофруа, Этьен Беккер, Фильберт фор Лифхиц, Лигия Бранице и другие.
Ну что ж, я поздравляю себя с открытием нового жанра. Фотороман. Да, мне раньше не встречались фильмы, которые по сути являются слайдшоу с субтитрами и закадровой озвучкой. И, если честно, сначала я подумал о том, что ставший сценаристом и режиссёром Крис Маркер решился сделать фильм таким по той причине, что просто не умел монтировать, точнее, владел лишь минимальный уровнем искусства монтажёра и не нашёл себе другого профессионала.
Но нет, признаюсь, я ошибся и задумка Маркера сработала. Я, действительно, почувствовал как перелистываю своеобразную фотохронику.
А что же наполнение? О чём фильм и стоит ли смотреть? [Spoiler (click to open)] Наверное, я покажусь невеждой, но… На КиноПоиске практически во всех рецензиях сказали о пронзительной истории любви, которая прошла сквозь время и кончилась трагедией.
Простите, но ничего такого я тут не увидел. Точнее, история любви здесь есть и она, действительно, трагична, но всё равно пронзительности нет. Возможно, лично для меня всё дело в том, что фильм идёт всего лишь полчаса, а вся история любви здесь занимает дай бог минут пятнадцать. Поэтому мне просто не хватило материала, чтобы прочувствовать влечение сердец друг к другу. Симпатию и близость в приличном смысле слова я увидел, пронзительности нет.
Зато в завязке мне показалось, что местный постапокалипсис смешали с киберпанком. Поясняю. Как можно описать и тот, и другой жанр одним словом? По моему… Постапокалипсис - это история о выживании. О благородной или бескомпромиссной борьбе за жизнь, еду и воду в мире, где всё разрушено природной или рукотворной катастрофой. И в том же мире можно выживать с какой-то технологией, а можно буквально с тем, с чем мать родная родила.
А что же киберпанк? А киберпанк - это иллюзия, сладкая иллюзия, в которую уходит человечество, чтоб на минутку, на час, на день и на всю жизнь забыть про тот тупик, куда нас завели амбиции. Пусть мир по сути обречён, но мы не можем этот факт признать! Мы смотрим, просто смотрим на мегаполис, обвешенный неоновой рекламой. За городом царит постапокалипсис, уродство, смерть и ужас, а мы купили новенький девайс или наркотик, чтобы уйти в иллюзию, чтоб не сойти с ума.
Во «Взлётной полосе» случился стандартный постапокалипсис от ядерной войны. Кто разбомбил Париж? Когда? Зачем? Неважно. Но выжившие ушли в подземные туннели… Там решились на эксперимент по путешествию во времени. Так об этом рассказывает фильм, но то, как это подаётся, напоминает не привычную фантастику с машиной времени, а именно тот самый киберпанк, в котором сумасшедшие от полной и тотальной безнадёги решили наврать самим себе.
Но нет, я ошибался. На самом деле безумный и по сути извращённый эксперимент представил как историю любви, так и отсылку (по крайней мере, мне так показалось) на роман Айзека Азимова «Конец вечности». И в результате фильм стал пусть не научной, но всё-таки фантастикой о мире после ядерной войны, о путешествия во времени и о любви. Но также этот фильм о том, как сильно определяет человека детство и детские воспоминания.
Пусть даже человек стал взрослым и вместе с миром проходит через ад, но случай в детстве управляет им и в сущности становится судьбой.