Структура кристалла / Struktura krysztalu (1969) Польша

May 23, 2019 08:25




Режиссёр: Кшиштоф Занусси

Сценарий: Кшиштоф Занусси и Эдвард Жебровский

В ролях: Барбара Вшесиньска, Ян Мыслович, Анджей Жарнецкий, Владислав Ярема, Адам Дембский, Моника Дзенисевич-Ольбрыхска, Уршуля Галецка, Даниэль Ольбрыхский и Барбара Вачовиц.

Пока в моём читальном зале выдают фантастику, кинотеатр хочет внести разнообразие в полёты мысли к иным мирам, спустившись с небес в самую обычную жизнь от польского режиссёра и сценариста Кшиштофа Занусси.

[Spoiler (click to open)]Если говорить вкратце, справившая в этом году полувековой юбилей "Структура кристалла" - это простая, я бы даже сказал, незамысловатая, но полная символизма, заслужившая в своё время призы от трёх международных кинофестивалей история о двух мужчинах, двух друзьях, о Яне и Мареке, которые когда-то были неразлучными, читали одни и те же книги, вдохновлялись одной и той же мечтой и смотрели на мир через общую призму.





Два физика посвящали свою жизнь посильному вкладу в покорение высот научно-технического прогресса и шли ровным шагом по одной дороге к сияющим вершинам, но прошли годы и их пути разошлись.

Знакомые мотивы, верно? Не надо ничего писать в комментариях, просто поройтесь в своей памяти, чтобы вспомнить, сколько у вас было друзей и подруг во дворе, в школе и в институте. Наверняка ведь была такая дружба, которая казалась вечной и нерушимой? Одна нить протягивалась из детства и юности в старость и до гробовой доски, другая обрывалась. Обрывалась тихо или со скандалом и оскорблениями. А потом повзрослевшие люди встречаются и... не узнают друг друга. Вроде бы и ностальгия нахлынула, но говорить уже не о чем.






Давным-давно, когда Гагарин улыбался не с фотографий, а вживую, когда трава была зеленее и пионер был всегда готов, проще говоря, в шестидесятые годы минувшего века советские физики соревновались в красноречии с советскими лириками. Бывшая на одном из своих пиков наука без выходных и отпусков сражалася с искусством за свой взгляд на устройство прекрасного далёка. И пусть Польша никогда и ни единого дня не состояла в составе СССР, "Структура кристалла" всё равно оставляет стойкое ощущение своеобразной экранизации тех жарких философских битв! Естественно, "Структура кристалла" не зарисовка на тему, а размышление о выборе пути, которому можно и нужно посвятить всего себя и всю свою жизнь.





Рубить гранит, чтобы любой ценой добраться первым до вершины Эвереста, или сойти с маршрута, чтоб отыскать тишину, покой и счастье у подножия горы? Наверное, целая вечность прошла с тех пор, как два молодых ума учились и проводили несметное число часов в лаборатории. Не проходило ни единого дня без новых знаний, но они были ненасытны и рвались к большему.




С тех пор прошло шут знает сколько лет и вот... Амбициозный Марек добился своего, стал успешным учёным, время которого расписано по минутам. Он живёт полной жизнью, он полон идей и энергии, он действует, он путешествует по миру, чтобы в один прекрасный день, любой ценой и любыми средствами, утереть нос природе, создав теоретическую основу для производства совершенных кристаллов.





А что же Ян? Чего добился он? Да, в общем-то... Как будто бы и ничего. Блестящий физик зарыл свой талант в провинциальной земле, чтобы жить в скромном домике с сельской учительницей младших классов. Вместо перспективных наблюдений и опытов его разум вращается вокруг периодических проверок крохотной метеостанции и философских фолиантов о бесконечности. И зарплата у него такая же крохотная, но он всё равно счастлив и весь большой мир ему задаром не нужен.









В глазах Марека Ян стал пенсионером, жизнь которого угасает в застывшей во времени духоте. Для человека, приехавшего в глубинку из глобальной суеты, создаётся впечатление, как будто бы Ян вообще ничем не занят! Какие-то незамысловатые хлопоты по дому и тишина. Тишина, прерываемая разве что классический музыкой из радиолы. Разве это жизнь? Разве это жизнь для мужчины, которому ещё жить и жить до пенсии? Разве это жизнь для светлой головы, которая могла бы дать миру великие открытия?





А разве есть жизнь в дикой, круглосуточной чехарде мегаполисов? Разве есть жизнь без счастья, то есть без любви, в постоянном напряжении, в погоне даже не за знаниями, а за триумфом над всеми и вся, а потом и над миром, то есть над вселенной? И пусть Ян в глазах уже бывшего друга стал стариком, слывший в своё время романтиком науки Марек оказался в его глазах уже не учёным, а беспринципным подлецом без совести, стыда и чести.






Вроде бы ничего особенного. В конце концов, такое происходит сплошь и рядом. Старые друзья расстаются, а то и превращаются во врагов. Печально, прискорбно, но такова жизнь. Жизнь, которая кажется серой, избитой, набившей оскомину и монохромной, но на самом деле скрывает в себе множество граней.

От начала и до конца фильм продолжается немногим более часа, но этого достаточно, чтобы почувствовать, как в созданной Яном размеренной атмосфере тишины и покоя, в тепле и в уюте дрожит воздух от нарастающего напряжения. Словно зима, заморозившая мир за окном, просочилась сквозь щели, чтобы живительный жар очага сменился сначала едва скрываемой прохладой, а затем и явным холодом взаимного отчуждения.

Пропасть расширяется и в конце концов становится непреодолимой.. И нет пути назад, потому что нет такой силы, чтоб повернуть время вспять. Часы упрямо поворачивают стрелки, а зритель между тем осознаёт, что никакого Яна с Мареком не существует, потому что персонажи, бывшие по сценарию ровесниками, созданы в том числе для того, чтобы севший перед экраном вспомнил об извечном конфликте поколений и о постоянной борьбе двух сортов человеческих душ.

Одна такая душа подобна алмазу, добытому потом и кровью в рудниках матери природы. Другая станет словно прекрасный с виду, но поддельный, то есть, простите, искусственный по сути и структуре бриллиант из лаборатории или даже с пылу с жару из цеха по производству официально улучшенных от примитивного естества драгоценностей.

На словах, конечно, всё красиво, замечательно и просто, а в жизни всё наоборот. Мы встречаемся, дружим и расстаёмся, находим своё счастье или всего лишь иллюзию. Потому что не все и не всегда способны сделать верный выбор в час пик, на оживленном перекрестке чувств.

Неприятным в "Структуре кристалла" может быть только бьющий в глаза контраст порока и добродетели. Никаких оттенков серого и размышлений об относительной морали! Здесь есть добро и есть зло, есть хороший человек и бывший когда-то хорошим плохой. При этом, какое бы ни было на экране напряжение, персонажи всё равно остаются исключительно вежливы и тактичны. Потому что Занусси снял фильм в допотопную (шутка!) пору, которая немножечко, слегка и чуть-чуть отличалась от наших славных дней.


сценарий, фильм, драма, дружба, ретро, обзор, режиссер, рецензия, наука

Previous post Next post
Up