В ролях: Иэн МакКеллен, Лора Линни, Майло Паркер, Хироюки Санада, Хэтти Морахэн, Патрик Кеннеди, Роджер Аллам, Филип Дэвис, Фрэнсис де ла Тур и другие.
Аж два с лишним года назад один известный видеоблогер рекомендовал своим подписчикам этот фильм, а я кивнул головой, поставил «Мистера Холмса» в массу лент, ожидавших своей очереди на просмотр, замотавшись, успешно забыл и вот только сейчас вспомнил. Да, знаю, нехорошо с таким фильмом так поступать. Всё-таки у нас здесь явно заслуживающая внимания фантазия на тему того самого, только не полного сил, а здорово постаревшего Шерлока Холмса, не требующий представления Иэн МакКеллен и история с достойным смыслом для всех возрастов. И раз такое дело, исправляюсь!
[Spoiler (click to open)]На первый взгляд «Мистер Холмс» кажется одной из великого множества вариаций на ту самую беспроигрышную тему для семейных фильмов, где юность встречается со старостью, чтобы, пережив вместе какие-то драматические события, подтолкнуть друг друга к пониманию чего-то важного. И в общем-то так оно на самом деле и есть, но в тоже время не всё так просто. Потому что… Помилуйте, дамы и господа, леди и джентльмены, разве может быть просто, если перед нами сам Шерлок Холмс? В конце концов, всё будет элементарно, но сначала нужно разобраться в фактах.
Давайте вспомним любой из нами прочитанных рассказов Артура Конан Дойля о знаменитом сыщике Шерлоке Холмсе. А теперь промотаем несколько десятков лет вперёд и вот он снова перед нами, но уже совсем не тот, каким был когда-то. Верный друг, доктор Ватсон женился и уехал, оставив Холмса в одиночестве.
Поначалу всё было не так уж и плохо. В конце концов, гений дедуктивного сыска давным-давно не юноша, а взрослый, самостоятельный человек. Но в один из дней дело, за которое он взялся, перевернуло его жизнь.
И вот ему уже девяносто три года. Натренированная за всю жизнь память сбоит и рассыпается в прах, теряя вместе с мелочами что-то очень важное. Вслед за памятью выходит из-под контроля и тело. Трость превращается из аксессуара, существующего исключительно эстетики ради, в жизненную необходимость. Даже встать с кровати сложно, потому что запросто можно упасть, да так и остаться на полу. Конец уже близок и ничего с этим не поделаешь. Запертый в одряхлевшем теле Шерлок мог бы, наверное, и с ума сойти, если бы не маленькая личная пасека и Роджер - сынишка домработницы, проникшийся пчеловодством вслед за своим кумиром, прославленным книгами доктора Ватсона.
Так и прожить бы старику свои последние деньки, но судьба трясёт за плечо. Неизвестно от чего на пасеке начинают гибнуть пчёлы. Роджер находит в укромном уголке дамскую перчатку, которая будит едва-едва уловимые, но, кажется, чрезвычайно важные воспоминания. А домработница тем временем ищет для себя и сына место с большим окладом и большей перспективностью. Во что бы то ни стало Шерлоку нужно торопиться, прояснить прошлое, вспомнить своё последнее расследование, чтобы успеть поселить мир в своей души, а затем ещё и наставить мальчика на верный путь своим восстановленным из руин жизненным опытом.
На самом деле, если бы не солнечный лучик юности, то есть Роджер в исполнении Майло Паркера, фильм мог бы получиться куда более тяжёлым и мрачным. Всё-таки одно дело, когда от боли в суставах, нарастающей слабости и деменции, то есть старческого маразма страдает ничем особо не отличившийся обыватель, совсем другое, когда через всё тоже самое проходит гений! Гений, ум которого до того в мгновение ока улавливал, воспринимал и оценивал мельчайшие, недоступные другим детали, а затем молниеносно делал шокирующие и поражающие других выводы.
Но какой смысл рассуждать о том, что могло бы быть, если Холмс и в книгах, и с экрана говорит о том, что предпочитает любым фантазиям факты? В этом фильме факты обретают особую ценность! Потому что оказывается, что Ватсон в своих книгах знатно исказил и приукрасил всё, что было, чтобы в глазах публики его друг стал сияющим харизмой героем. И пока литературный самоотверженный гений сыска будет жить своей жизнью в воображении публики, настоящий Холмс будет тихо, без шума и пыли, вести дела. А затем, столкнувшись с деменцией, схватиться за соломинку и совершит путешествие в Японию, чтобы на окраинах испепелённой атомной бомбой Хиросимы попытаться найти колючий ясень. Потому что ничего другого, кроме регулярного приёма маточного молочка и сока с таким трудом добытого растения, зависшему над краем пропасти старику уже не остаётся.
Погодите минуточку! Писатель искажает реальный в рамках сценария образ, на фоне этого вымысла царствует фирменная британская строгая утончённость, зеленеют аллеи лондонских парков и холмы в сельских просторах, а за ними открывается целый мир, израненный, обожжённый огнём фугасными бомбами и пламенем цепной ядерной реакции. Личная драма человека, построившего свою угасающую жизнь на нерушимых и неопровержимых фактах, обретает совсем иной масштаб и смысл!
Неужели написавший «Пчёлы мистера Холмса» Митч Каллин и снявший экранизацию Билл Кондон вложили в свой труд в том числе посыл о важности передачи от уходящего поколения молодым людям неискажённой, никак и никем не приукрашенной памяти о делах минувших дней? Ого! Или это мне только кажется? Тем более что, отправившись с запада на восток и обратно, фильм возвращается к осмыслению поднятых из глубин памяти чувств, едва не ставших прахом под натиском болезни.
Факты важны и необходимы. С этим никто не спорит. Но прав ли тот, кто всегда, везде и во всех случаях без исключения держится мёртвой хваткой за холодную объективность? В один из дней никто не сможет разобраться в сложной ситуации без суровой буквы закона и жестокой правды, но уже завтра всё тоже самое изуродует судьбы, прольёт кровь, а затем ещё и породит невыносимое одиночество. И что будет с человеком, который подчинит всю свою жизнь до последнего вздоха холодной логике? Найдёт он в своём выборе своеобразное счастье или, в конце концов, на склоне лет, когда придёт время собирать камни, всё его существо заполнит тоска и стыд от того, что в своё время не прислушался к чувствам. Ничего нового и в тоже время перед нами один из тех посылов, что на все времена!
И что в итоге выходит? В итоге выходит фильм о беспомощной старости, и безудержной юности, о горечи сожалений перед краем бездонной пропасти и о надежде на светлый путь того, кто только-только готовится выходить в жизнь, приняв эстафету у прошлого. Тяжёлый и вместе с тем уютный, тёплый и светлый фильм. Оттолкнуть «Мистер Холмс» может разве в том случае, если вы представляли себе последние дни живого образа дедуктивного метода иначе. Настолько иначе, что картина старческой деменции, реставрация воспоминаний о не случившихся отношениях вместе с ролью доброго и мудрого дедушки ни в какую не стыкуется с картиной в вашей голове. Если такие дела имеют место быть, возможно, стоит сберечь стандартные час с сорока минутами и нервы. Но лучше всё-таки дать фильму шанс, а там уж как пойдёт.