Звёздные войны: Последний джедай / Star Wars: Episode VIII - The Last Jedi (2017) США

Apr 10, 2018 18:50




Пусть в кинотеатр я не ходил, но вот восьмой эпизод саги, он же второй эпизод возрождённой империей Микки Мауса, казалось бы логично завершившейся работы Джорджа Лукаса, вышел на носителях и по такому поводу я до него всё-таки добрался.

Как я могу кратко описать свои впечатления? После просмотра «Бегущий по лезвию 2049» я восхищался и возмущался одновременно, после просмотра «Последнего джедая» восхищения и близко нет, но в тоже время я не могу сказать, что эпизод мне вот прямо не понравился и всё. Также от «Последнего джедая» не осталось и возмущения... Хотя нет, вру, фильм выдал сразу несколько раздражающих лично меня моментов. Что, почему, зачем и отчего? Сейчас объясню, но прежде скажу, что текст ниже не претендует на всестороннее описание фильма. Скажу только о тех сюжетных арках, персонажах и сценах, что вызвало отклик, от которого руки сами потянулись к клавиатуре. А теперь - поехали!

[Spoiler (click to open)]- Космические сражения в «Star Wars» никогда не блистали реализмом. До такой степени не блистали, что при первой пресс-конференции Лукас опередил возможные вопросы и возмущения, заявив о том, что он прекрасно осведомлен об отсутствии в космосе звуков. Потому что Лукас, а сейчас и его преемники всегда делали ставку на стиль и героизм! Так называемый ретрофутуризм и борьбу свободу супротив без сомнений алчной, жестокой, бесчеловечной и аморальной тирании! И вот эта борьба с тиранией вообще и сама тирания в частности шла-шла, да, наконец, пришла к тому, что Первый орден стал совсем уж явно косплеить Третий рейх.












И раз так, почему бы эпичному орбитальному бою на первых минутах не походить на фильм, снятый в то время, когда ещё грохотали залпы Второй мировой? Или по горячим следам, уже после подписания капитуляции Германии и Японии? Да-да, конечно, вокруг космический пейзаж и в атаку идут не самолёты, а совсем другая техника, но очень уж стройно падают, отсылающие к кадрам художественных лент и документальных хроник бомбы, а уже знакомая по предыдущим фильмам саги и спин-оффу «Изгой-Один» униформа повстанцев вместе с эмоциональным гротеском добавляют к ощущению путешествия во времени, на сеанс в каком-нибудь кинотеатре тех лет. Хорошо это или плохо? Кому-то, возможно, очень даже хорошо и даже замечательно, а я, наверное, старею и потому мне показалось, что в этом отрезке сценарий и режиссёр несколько переборщили.

- Сага снова копирует саму себя! Позор Райану Джонсону!! Бойкот грядущему высеру «Disney»!!! И всё такое :) Вообще, кто смотрел снятые не кем-то там, а самим Лукасом шесть эпизодов, должен помнить, что и давший миру ситхов и джедаев с повстанцами не раз и не два копировал сам себя. Поэтому ничего удивительного, что Абрамс, Арндт и Кэздан дали вселенной новой начало, выпустив своеобразный модифицированный ремейк «Новой надежды». А? Что? Райан Джонсон совсем обнаглел и всех их упомянутых переплюнул, выпустив на экраны под видом чего-то нового взбитую свежими спецэффектами смесь аж из двух эпизодов оригинальной трилогии? О каком достойном внимания продолжении, о какой новизне и оригинальности «Последнего джедая» можно говорить, если на экранах всё те же «Империя наносит ответный удар» и «Возвращение джедая» только с новыми лицами?

Киношники даже и не пытаются творить так, как надо, потому что пипл всё равно схавает откровенную халтуру, пополнив банковский счёт всех причастных кругленькой суммой! Могут бьющие в глаза, большие и малые заимствования объясняться такой вот приземлённой причиной? Да запросто! Вот только у Лукаса, Абрамса, Арндта, а теперь и Джонсона есть один почти беспроигрышный аргумент в свою защиту! Сила! Положенная в основу задумки вселенной «Star Wars», пронизывающая всё, но доступная лишь немногим. Дающая жизнь, ведущая к смерти и наделяющая своих адептов великой властью! Единый дуализм Света и Тьмы. К чему вся эта философия? К тому, что волей Лукаса далёкая-далёкая галактика существует в точности по принципам буддизма. А что есть в буддизме помимо гармонии, состоящей в равновесии добра и зла? Спираль времени, бесконечные перерождения через бесконечные повторения одних и тех же событий. В каждом витке всё как будто тоже самое, что было до того, но в тоже время уже иное. Бизнес бизнесом, но вместе с тем всё так, как и должно быть.

Бунтарский дух и опыт, сын ошибок трудных.

А вот теперь заходим в зону противоречий, потому что волей Джонсона восьмой эпизод одновременно повзрослел и в тоже время отдался во власть подростково-молодёжным, пубертатным бурям.

Конечно, ничего особо нового здесь нет, потому что «Звёздные войны» всегда были в том числе и о бунтарстве. Неразделимая с противостоянием джедаев и ситхов, борьба Повстанцев с империей с самого начала воспевала бунтарский дух и индивидуальную инициативу, во имя гражданских прав, свобод и демократии. Множество стоявших за всё хорошее против всего плохого персонажей не раз и не два бунтовали против разумной осторожности и прямого приказа старших, потому что были убеждены и верили, что их благие мотивы и пыл преодолеют все препятствия! Поэтому ничего удивительного в том, что действующая в кадре «Последнего джедая» молодёжь бросается черт те куда сломя голову, чтобы «что-нибудь взорвать».




По, тебе лишь бы пострелять. Не все проблемы можно решить, запрыгнув в истребитель и что-нибудь взорвав! (с) Генерал Лея Органа

Так всегда было, но на этот раз Джонсон предлагает задуматься о том, стоила ли свеч героическая игра необузданной, импульсивной молодости? Как не крути, но в одном случае героизм на грани безумия, действительно, стоит того несмотря на все сопутствующие разрушения и смерти. В ином случае ценность подвига настолько сомнительна, что и не знаешь прославлять юного героя или арестовать, чтоб позже его судил трибунал. А бывает и так, что при всех благих мотивах подвиг - вовсе и не подвиг, а самая настоящая преступная глупость.

Для неё было важнее защищать свет, чем казаться героем.(с) генерал Лея Органа.

Передай дальше то, что ты узнал. Силу, мастерство… Но слабость, глупость и неудачи тоже. Да, неудачи - более всего. Лучший наставник - неудача. (с) магистр Йода

Погодите-ка, а ведь это уже самый что ни на есть взрослый посыл! Сколько бурлящих энергией наломали дров, а то и расстались с жизнью безо всякой пользы, хотя были абсолютно уверены в своих силах и в успехе? Молодости свойственно отмахиваться от целого вороха, в том числе и самых что ни на есть серьёзных проблем, презирать опасность и закипать, когда старшие медлят и отмалчиваются. Главное, чтобы молодые успели, смогли и захотели бы понять свои ошибки, а потом и научиться на них. Потому что только так можно стать по-настоящему равным командиру и учителю, а затем и превзойти его!



Люк, мы то, что они перерастают. Это истинное бремя всех мастеров. (с) магистр Йода.

Повстанцы противостоят империи, джедаи ситхам, а мудрость глупости. Наверное, поэтому в одном флаконе с той частью сценария, что вовсе не лишена смысла, на экран подаётся своеобразный экстракт «Дивергента» и ему подобных.

Пусть прошлое умрёт. Сноук, Скайуокер. Ситхи, джедаи, повстанцы… Пусть всё это умрёт.




О, блин, да! Я узнаю эти мотивы. Кто-то особенный уже повзрослел и набрался более чем достаточно сил, чтобы восстать против былого, устаревшего, прогнившего, неимоверно глупого, а, вернее сказать, тупого и жестокого. Тому, кто вчера не находил себе места от страха, сегодня можно смело стряхнуть пыль прошлого с ног, чтобы свободно идти своей, уникальной и неповторимой дорогой к несомненному триумфу нового мира и нового порядка!

Когда «Дисней» выпустил «Пробуждение силы», огромное количество людей забраковало персонаж Адама Драйвера, а я был среди тех, кто решил воздержаться от окончательных выводов до развития образа в восьмом и девятом эпизодах. И что же я вижу? Ходячее противоречие. В «Последнем джедае» Джонсон и Драйвер явно хотели вложить в Кайло Рена мужественность и решимость. Потому что после «Пробуждения силы» у Кайло и не было другой задачи, кроме как преобразиться, выдав на экраны харизму молодого, но сурового тёмного властелина галактики. И вроде бы вышло, как надо, и мальчик пошёл уверенной поступью, но не туда… В нескольких сценах мужественность и решимость всё же заметно, но в остальном Кайло Рен стал ещё более надломленным, обиженным на всех и вся вместе со злодейкой судьбой клишированным трудным подростком, мятущимся между безутешным горем и кипящей яростью, одиночеством и жаждой самому «царствовать и всем владеть». Не персонаж, а конфетка и мечта для мечтающих о несчастных плохишах романтичных особ! Конечно, у всех вкусы разные и впереди ещё завершающий трилогию девятый эпизод, но… Прости нас, злой император Палпатин, также известный как дарт Сидиус, пусть ты и был тем ещё пафосным клише, но, кажется, мы всё прое… Хотя о чём это я? Ситхи не прощают!



Скайуокер. По тебе скучал я. (с) магистр Йода.

И снова всё неоднозначно в далёкой-далёкой галактике! Вот, скажем, если забыть все предыдущие эпизоды, то обновлённый образ постаревшего, ставшего отшельником Люка Скайуокера можно принять безо всяких проблем. А вот, если вспомнить начало его пути в оригинальной трилогии, то без мостика между прошлым и настоящим уже никак не обойтись. Я прекрасно понимаю, что за десятки лет могло случиться многое, но как? Как, чёрт подери, уверенный в себе молодой джедай превратился в насмерть перепуганного, буквально ошалевшего от страха, отвергнувшего обе стороны силы старика? И пара, коротеньких, милостью «Disney» представленных по ходу действия фильма флешбеков всего-то и позволяют, что на минутку взглянуть в оставшиеся за кадром годы через своеобразную замочную скважину. В результате капелька логики действительно возникает, но этого катастрофически мало!









Поэтому хоть созданный Джонсоном, а затем, через не хочу воплощённый Хэмиллом образ и впечатляет, а в финале становится и вовсе шикарным, всё равно во время просмотра кажется, что светлую сторону испортил тот же ветер, какой превратил антагониста трилогии Кайло Рена в стандартного персонажа молодёжных лент. Разочаровавшись в допустивших до власти дарта Сидиуса джедаях, Люк повторяет, да ещё и умножает своими слабостями их ошибки! Вот против таких стариков, считающая себя достаточно сильной и умной для свободного плавания, молодёжь и восстаёт! С таким мастерами джедаями и ситхов не надо.

Толерантность

Разве могло обойтись без этого? «Disney» никак не могли не сделать реверансов в одну, другую, третью стороны, чтобы с этими самыми сторонами не случилось скандалов и судебных разбирательств.









Кто-то с самого начала, сходу отверг поставленную в центр сюжета, в авангард добра, света и справедливости Рей. Какая ещё девушка-джедай? Не может быть нормального фильма без парня-протагониста, а девушка пусть будет на подхвате! Нет? Значит, фильм - шлак. Прошло время и великое множество восстало против пухлощёкой Роуз.



Узкоглазая толстушка отправляется в опаснейшую, авантюрную, но чрезвычайно важную миссию вместе с без году неделю примкнувшим к сопротивлению, но всё равно успевшим стать легендой бывшим чернокожим сантехником. Как прикажете смотреть на такое без смеха и рвотного позыва? Верните мои деньги!!

Нет, господа-товарищи, с Рей всё в порядке. И даже дуэт Финна с Роуз хоть и создан во имя политкорректности, всё же не заставляет закрыть лицо руками. Но, если я принимаю такие вопиющие ужасы, в чём же тогда «Disney» перегнул палки, что бьёт в глаза так, что промолчать не получается?

Откровенно говоря, большими раздражителями стала мелочь, а вернее пара мелочей.

- Костюм, а точнее платье адмирала Холдо. Я не в претензиях к тому, что персонаж женского пола. И не собираюсь критиковать то, что поначалу она воспринимается совершенно некомпетентной в военном деле, да ещё на таком высоком посту и в чрезвычайном ситуации. К чему критиковать, если задумка в том состояла, чтобы позже её действия обрели достойный смысл? Но вот с её костюмом творческая мысль зашла немного не туда.









Во многом схожее по стилю облачение ставшей генералом Леи смотрится намного более подходящим к обстановке военного штаба, выгодно подчёркивая одновременно высокий статус, женственность и почтенный возраст лидера сопротивления. Даже стилизованный под римскую тогу костюм сенатора Мон Мотмы смотрелся в условиях боевого штаба уместнее, когда созданное костюмерами для женщины, дослужившейся до высокого звания адмирала выглядит не иначе, как вечернее платье, в котором Холдо словно бы планировала попасть на какой-то банкет, а вместо этого оказалась в гуще боевых действий.

- Нехорошо критиковать кого-то за внешность. Это жестоко, непорядочно и просто низко, но кое-что в «Последнем джедае» словно бы специально дано в кадр, чтобы вызвать одобрение одних, но взбесить или попросту насмешить других. Я ничего больше не скажу, просто вставлю скриншот, с которого все должно быть понятно без лишних слов.



Что сказать, подытоживая всю писанину? Я не могу аплодировать восьмому эпизоду, но и не могу его громить. «Последний джежай» получился очень противоречивым. И пока тьма сражается со светом, по-настоящему оригинальные, интересные, достойные идеи вынуждены существовать в одном фильме, в одной сцене, а иногда даже в одном кадре с откровенной глупостью, неуместными клише и вызывающими неприятный осадок от внезапных поворотов, а вернее разворотов без особых без объяснений. Почему? Потому что.

Не знаю как там пойдёт почти уже готовый к выходу сольный фильм Хана Соло и анонсированная, хоть ещё не получившая сценария лента об Оби Ване Кеноби, но после восьмого эпизода за девятый попросту страшно.


блокбастер, приключения, фильм, star wars, фантастика, Звёздные войны, критика, США, отзыв

Previous post Next post
Up