А вот и один из моих слоупочных, то есть сильно, очень сильно запоздалых просмотров того, что все прочие посмотрели уже давным-давно.
Если говорить кратко, я удивлён! Удивлён тому, что уже наладившие успешный конвейер, неизменно собирающих сотни миллионов и миллиарды долларов комедийных блокбастеров «Marvel», решили пойти на риск. Выйти из зоны финансового комфорта, сняв фильм, который хоть представляет собой единое целое с предыдущими лентами франшизы «Люди Икс» и в тоже время однозначно и без сомнений стоит в стороне особняком! Не знаю уж кто и какими трудами убеждал боссов дать задумке «зеленый свет», но… Моё уважение тем, кто смог!
[Spoiler (click to open)] Ты всегда считал, что мы - частица замысла Божьего, но возможно… Возможно, мы - Божья ошибка.
Никто не должен так жить, обдолбанным в чёртовом баке!
Конечно, я и раньше в фильмах, мультсериалах и на страницах комиксов встречал супергероев и суперзлодеев уже не молодых, а зрелых или даже уже в годах, с проседью в волосах или вовсю седых. Показать же супергероев, которые не просто отошли от дел и где-то от кого-то скрываются, но ставших обессиленными, больными, порядком уставшими от всего и всех, жаждущих только покоя - это, действительно, сильно и рисково! Всё-таки как не крути, «клоуны в трико» - это не только воплощение надежды на то, что даже в самой жуткой ситуации, когда все прочие бессильны, кто-то придёт и спасёт тебя. Супергерой - это ещё и воплощение молодости, физической силы, несгибаемой воли и уж чего там греха таить - сексуальности.
Могут ли каждый день страдающие от боли и висящего за душой груза вины, потерявшие былую ловкость и терзаемые одышкой старики кого-то спасти, вселив надежду на лучшее? Ну кого, скажите на милость, может спасти и защитить Росомаха, для которого серьёзная драка превратилась из бодрящего удовольствия в тяжелое, а то и тяжелейшее испытание? В приземлённой стилистике «Логана» он походит не на страдающего от забарахлившей и почти уже исчезнувшей сверхспособности мутанта, а на пережёванного и выплюнутого неназванной войной ветерана, живущего каждый день через боль только из чувства долга перед близким человеком и ради брезжущих на горизонте лучиков надежды или, вернее сказать, почти безумной мечты в последние дни своей жизни скрыться от всех бед на яхте посреди океана.
Живущий же или скорее существующий изо дня в день благодаря заботе и защите Логана, бывший харизматичный лидер Людей Икс, телепат Чарльз Ксавье буквально воплощает в себе образ тех стариков, что потеряли практически все силы вместе с владением руками и ногами, а потому вынужденные быть иждевенцами на плечах своих детей и внуков. Ставший, как и многие дожившие до преклонных лет, жертвой идущих от дегенеративных мозговых процессов склероза, он выдаёт на экраны трагедию ставшего беспомощным, вроде бы любимого и дорогого, но в тоже время порядком надоевшего, доставшего близких постоянной необходимостью удовлетворения то одних, то других потребностей умирающего инвалида.
Разве что в реальной жизни старики страдают от гипертонических приступов, артритов, радикулитов, оставшихся после инсультов параличей и судорог, недержания мочи, а вот приступы Ксавье оборачиваются мучительной головной болью для него и параличём для всех, кому не посчастливилось оказаться в радиусе нескольких десятков или сотен метров от несчастного. Но самое замечательное то, что вместе с трагедией идёт и совершенно не раздражающая комедия, которую легко можно себе представить, если вспомнить известное выражение: «Что старый, что малый».
Она не моя дочь но я люблю её. Вы можете её не любить - но она Ваша дочь.
Вот в такую атмосферку попадает молчаливая и угрюмая одиннадцатилетняя Лора, чья мать, а вернее женщина назвавшаяся матерью, умолила работающего водителем лимузина Логана за солидное вознаграждение отвезти девочку по таинственным координатам в Северную Дакоту. Естественно, из заманчивого заказа, обещавшего стать последним перед долгожданным обретением покоя, поездка оборачивается жестокой, драматичной, кровавой, лишающей последних сил войной не столько ради выживания в настоящем, сколько во имя внезапно обретённого будущего.
Конечно, всякому, кто на своём веку посмотрел достаточное количество фильмов и слышал о множестве других, очевидно, что сюжетов подобных «Логану» более чем достаточно. Отошедший от дел, потерявший былую хватку старик так или иначе встречается с мальчишкой или девчонкой, парнем или девушкой, которым во что бы то ни стало нужна помощь, обучение и защита. Поначалу старик сопротивляется нежданно-негаданному ускорению темпа ставшей уже было относительно спокойной и размеренной жизни, но затем проникнувшись сочувствием или прочувствовав грозящую юности опасность решается помочь даже, если участие в конечном счёте будет стоить ему жизни. В конце концов, есть по сюжету кровное родство или нет, старость и молодость проникаются друг к другу чувствами, какие и должны быть между двух поколений в хорошей семье. И, наконец, счастливый конец или счастье пополам с горечью от самопожертвования, с каким была передана эстафета из прошлого в будущее. Всё это уже было много раз. Ничего нового. Расходимся!
Хотя, нет. Стойте! Фильмов по такому шаблону вы, конечно, уже насмотрелись, но каждый ли день снимают кино, в котором жанр супергероики сливается воедино с более чем серьёзной, жизненной драмой, комедией, боевиком и вестерном? «Логан» стал последним фильмом, в котором Хью Джекман воплотил образ Росомахи. Того самого Росомахи, который получил неразрушимый адамантиевый скелет, побывав подопытным в военном эксперименте, потом скрывался, жил одиночкой, участвовал в подпольных боях без правил, разрываясь между звериной и человеческой натурой, и, наконец, обрёл семью, нехотя влившись в число учеников и воспитанников Ксавьера. И вот ему уже самому приходиться в экстремальном порядке осознать себя телохранителем, а затем и отцом обладающей такими же регенеративными способностями, как и у него, побывшей уже объектом экспериментов и получившей импланты с адамантиевыми когтями, обученной единоборствам, озлобленной, замкнутой девчонки, которой только предстоит стать человеком, почувствовав поддержку и защиту кого-то, кому не всё равно до её судьбы.
- Гребанные автофуры... - Спокойно, Логан. Следи за языком. - Ей можно выпускать людям кишки, а плохие слова слышать нельзя?
В каком-то ином случае введение ребёнка в сюжет неминуемо должно было бы смягчить сценарий, оставив экшен таким же динамичным, но минимизировав любую происходящую в кадре жестокость, кровь и гримасы боли, а то и вовсе исключил бы подобное зрительского душевного спокойствия ради. В предыдущих фильмах франшизы «Люди Икс» так и было. Был ли Росомаха он же Логан, он же Джеймс Хоулетт активным участником действа или нет, со всеми эпичными спецэффектами картинка была стерильной, соответствуя рейтингу PG13. Но в последнем своём бою на склоне лет «Логан» отказался соблюдать приличия в попытке сберечь чью-то психику.
Выходит, всё ради того, чтобы соригинальничать? Боссы «DC» разочаровываются в серьёзных, мрачных постановках, приглашая режиссёра, снявшего развесёлых «Мстителей», чтобы привнести в «Лигу справедливости» лёгкости и юмора и всё равно никак не может обрести успеха. А «Marvel» тем временем нет-нет, да успешно привносят в свою бескровную, полную шуток вселенную сначала соответствующий действию жесткач «Дэдпула», а затем и вовсе даже не супергеройскую, полную движения через боль и последних вспышек силы через навалившееся бессилие драму.
Та женщина напрасно читала комиксы. Это всё вымысел!
В реальном мире люди умирают, и никакой придурок в трико не может изменить это.
Разодетые в цветастые костюмы, полные молодых сил и в отличной физической форме супергерои, если и погибают, то от чего-то совершенно невероятного или от удара совсем уж чудовищной силы, но никогда от упадка сил в преклонные года и медленно убивающих изнутри неизлечимых болезней. Супергероям просто не положено звать кого-то, чтобы сходить в туалет, и сводить концы с концами в захолустье, спасая ни чьи-то там жизни, а свою собственную, которая запросто может прерваться от раны, которая раньше вызвала бы только усмешку.
«Логан», действительно, рвёт и мечет, режет, пронзает, кромсает и рубит, но даже не затем, чтобы выжить, а затем, чтобы хлебнувшее свою чашу через край, уходящее навечно в землю поколение могло передать рвущейся в бескомпромиссный бой молодости простое, выстраданное послание о том, что так жить нельзя. Даже в борьбе за выживание нельзя забывать о том, что ты - человек. И нельзя служить безжалостным инструментом, потворствуя чьим-то амбициям даже, если ты создан, как живое оружие.
Ложка дёгтя.
Из всего увиденного и услышанного за почти два с половиной часа хронометража странной кажется только та часть сюжета, что послужила основной для противостояния хороших с плохими и вытекающим из всего этого экшеном. Злые, очень злые, высокомерные и вообще нехорошие учёные с бессердечными военными идут по следу особенных детей, чтобы либо убить их, либо захватить живьём с последующим подчинением для эксплуатации в качестве суперсолдат.
Как же это свежо и ново! Даже как-то обидно становится, что антагонисты в таком неординарном для супергероики фильме воплощают собой избитое до зубной боли, бьющее на жалость клише, принудительное вживлённое в фильм инородным имплантом. Не могли придумать ничего лучше? Что-то менее заезженное, приземлённое и хотя бы более-менее неоднозначное? Или просто решили, что хоть в чём-то лента должна быть узнаваемой, привычное и простой?