Боль в любви

Jan 05, 2011 23:33

о фильме Анджелины Маккароне «Накажи меня»

Зрительские установки «нравится» или «не нравится» с этим фильмом точно соотнести нельзя. Даже после финальных титров сформировать своё личное отношение к этой ленте невозможно. По крайней мере, у меня это так и не получилось, но именно этим фильм и цепляет. Хотя, признаюсь честно, ожидал я худшего. Так, уже в начале фильма я посчитал «Накажи меня» скучной социальной драмой про трудных подростков, потом я принял это за порнографический фильм с малозначащим сюжетом, и отнёс ленту к той категории арт-хаусного кино, создаются которые исключительно ради «человечной» реализации плотских желаний их авторов.

И только во второй половине фильма я увидел здесь поистине увлекательную философско-драматическую притчу - о любви, свободе, выборе, и счастье. Восторг перекрыл все сомнения. Каждую секунду я думал, будто знаю продолжение, что вот-вот фильм скатится на уставные рельсы подобных лент, и каждую секунду мои догадки опровергались, а уж последние минуты фильма меня и вовсе трясло перед экраном, так неожиданно развивался сюжет.



В центре повествования - шестнадцатилетний подросток Ян, играет которого известный любителям немецкого кино Костя Ульман, и пятидесятилетняя работница социальной службы - в её обязанности входит надзор за получившим условный срок мальчиком. Ян с первой секунды фильма ведет себя неадекватно. Всюду преследует свою немолодую фрау. Оказывает ей знаки внимания. И просит реализовать на нём её тайные желания. Фрау держится стойко. Никаких границ не переступает. Всё-таки большой профессионал своего дела.

Однако отвратительные отношения с мужем, отсутствие новые впечатлений, в особенности сексуальных, заставляет её все же пойти на сближение с подростком. Что с ним надо толком делать она не знает. И мальчик ей подсказывает - наказать. Да-да, в фильме есть сцены, где старая женщина извращается над молодым парнем, всё прямо в классике садомазохизма. Правда, показано всё это очень, скажем так, благородно, да вдобавок вся картина снята на черно-белую пленку, к тому же время у каждой подобной сцены чётко ограничено, действие происходит ровно столько, чтобы было понятно по сюжету. По этой причине к порнографии данную ленту отнести нельзя. И тем кто ищет жесткой эротики - смотреть не советую. «Накажи меня» картина не об этом. Тогда о чём же?



Я вот, честно скажу, долго ждал, что вот-вот, и в фильме пойдут воспоминания из жестокой юности Яна. Рассказ о событиях его жизни, которые подтолкнули его к правонарушениям, и впоследствии сформировали такое перевернутое отношение к любви, когда боль доставляет удовольствие. Я уже предполагал, что именно в этом будет заключен основной идейный посыл ленты, что мир наш жесток и коверкает детские души, и все мы в этом повинны. Скука сразу отразилась на моём лице. Где-то я уже всё это видел. И не одну сотню раз.

Однако никаких историй из жизни Яна зритель так и не увидит. Мы так и не поймём душу этого подростка. Не узнаем о его истинных мотивах. И вот как раз это я считаю одним из главных достоинств картины. Здесь не обсуждается социальная оболочка. Здесь рассматривается конкретный уровень отношений. Скажем так - один этаж человеческих чувств - без контекста событий на всех остальных этажах. И черно-белая стилистка, по замыслу автора фильма, должна была как раз подчеркивать эту главную направленность.

«Накажи меня» это даже не фильм в чистом его виде. Это исследование. Погружение в глубины души. Путешествие на край человеческих чувств. Избавленная от лишних социальных дополнений картина показывает нам исключительно людские желания. И, да, хотя с этим и нелегко согласиться, но оправдывает садомахозисткие стремления, как вытекающие, повторюсь, не из внешнего, а рождающиеся изнутри. В этом главный смысл сего творения.



Режиссёр ленты хотела нам показать, что отношения между людьми могут быть и такими - когда между партнёрами невероятная разница в возрасте, когда вместо постели они предпочитают встречаться в гаражах и на заброшенных складах, когда перед страстными поцелуями и теплыми объятиями, они предпочитают дарить друг другу боль.

Ведь конечный итог отношений - это жизненный стимул. А у Яна горели глаза когда он смотрел на свою немолодую фрау. Он так хотел быть с ней.  Она была его светлой надеждой. Без неё - это понятно сразу - он скатится вниз в самые глубины социального краха. И только старая дева его возвышала. А её возвышал он. Их счастье за пределами понимания нашего узкого морально мира. Но эти двое действительно были счастливы. И на контрасте того что с их любовью сотворило «правильное» общество понимаешь - это не герои больны отклонениями - это мир вокруг них жесток.



Концовка у фильма открытая. У социального работника есть шанс. Выкрасть Яна из тюрьмы и улететь с ним в Италию, куда мальчишка заблаговременно купил билеты. Или остаться с мужем в своей серой кислотной жизни. Для себя я решил, что она выбрала первый вариант, с другим исходом я мириться не готовя, хотя со мной, конечно, можно поспорить. Тут каждый сам делает свой вывод.

фильмы, власть, любовь, общество, искусство

Previous post Next post
Up