Виктор Цой. 25 лет

Jun 21, 2015 22:48


Во времена моего детства - оно пришлось на начало двухтысячных - многие из моих друзей слушали группу "Кино". Тогда - десятилетие с момента гибели - была некая вторая волна популярности почившего рок-музыканта Виктора Цоя. Сейчас, когда я вспоминаю о той музыке, друзья отмахиваются - так, будто я напомнил им о том, что в детстве они играли в машинки. "Старое увлечение", "Тогда все слушали", "Было модно". Только я один из своего окружения до сих пор остаюсь верен этим песням. Нет-нет, да и включу что-нибудь, сделаю погромче, если по радио вдруг включат, обрадуюсь, когда в фильме каком-то услышу.

Нет, я все знаю, и сам укажу вам на примитивность большинства текстов, а особенно - музыки Виктора Цоя. Сам назову популярные западные композиции тех лет, с которых едва ли не целиком списана музыка таких хитов как "Группа крови", "Хочу перемен", "Звезда по имени Солнце" и множество других. Я знаю, что "Кино" никогда не была выдающейся рок-группой, а до 1987 года и вовсе считалась абсолютно заурядной. Дело в другом.

Не проходит и месяца - я считал - чтобы не захотелось просто так послушать. Ноты я до сих пор не выучил, но уверенно могу сказать, что угадаю любой трек "Кино" за 3-4 секунды звучания. К ранним композициям - до 1986 года - тянусь, когда хочу почувствовать беззаботную юность, радость ночных прогулок, первые острые чувства к миру. В них ещё, как мне кажется, закодировано что-то от прекрасной стороны Ленинграда.

А когда надо быть сильным, принимать важные - зачастую жёсткие решения, когда требуется максимальная концентрация - это уже поздние треки. Хочется поднять повыше подбородок. Встать и идти. Не бояться. Оставаться собой и до конца отстаивать собственные интересы. Все это закодировано в альбомах после 1987 года.

Наверное, символично и то, что появился проект "Симфоническое кино". Это абсолютно естественно. В багаже музыкальных вкусов выросших поклонников теперь - не только старые рок-хиты, но и произведения классической музыки, и этот симбиоз классической исполнения и любимых мелодий очень органично смотрится в наших головах.

Не уверен, правда, что самому Цою - будь он жив или, вдруг, смог бы наблюдать за творящимся сейчас на земле - это бы понравилось. Наверное, если все-таки  наблюдает, то смеётся. Едва ли он задумывался о своих песнях, что с ними будет после него, какой след они оставят в истории и культуре. Он просто жил - одним-единственным моментом. Сочинял то, что сочинялось, только и всего. Однако нам - выросшим его фанатам - это нужно.

Да, я знаю, что есть аналогичные проекты - на песни группы "Металлика", например. Конечно, это смотрится в десятки разы круче, там мелодии сами по себе зашкаливают по силе своей эмоцоиональности. Но, я повторюсь, так вышло, что когда мне было лет 11-12 - я специально не вспоминаю точную дату - и я остался один в машине, отец вышел куда-то на минуту, и я полез в бардачок с кассетами. Нашёл там странную с одной надписью: "Кино". Вставил в магнитофон - и что-то же зацепило. Что-то же впечаталось в мозг в самом его основании. Это не была кассета "Металлики". Нет. Сработало это.

Теперь меня одно только волнует - сколько ещё осталось? Да, много песен перепето современными артистами и эти песни, зачастую, становятся новыми хитами. Но я лично это не одобряю. Перепевают как раз из-за того, что даже такой примитивный текстовый вариант не могут сделать наши современные авторы (нет, в некоторых песнях Цоя, безусловно, присутствуют мистические мотивы, но их то как раз и не перепевают часто). Понятно уже, что внутри, перепетые с перепетых, песни Цоя будут жить очень долго.

А сколько осталось оригинальным? Чьё детство ещё успело зацепить? Не скажут ли мне мои дети, что, "блин, пап, опять ты свое старье включил"? Или их зацепит так же, как когда-то зацепило меня? Или мы - детство - начало и середина двухтысячных - были последними?



Previous post Next post
Up