Убийство (сериал 2007 - 2012) Forbrydelsen

Feb 15, 2015 17:20


Этот сериал не затягивает с первых секунд. Не увлекает с первых минут и даже через несколько первых серий может оставить кого-то равнодушным. Дело тут в том, что европейский кинематограф, в особенности скандинавский, использует принципиально иной язык художественного общения. Массовый зритель в большинстве своем привык к образам американского кино, особенно, если речь идет о жанре «сериал», который кинематографисты США во многом создали заново, возведя из ранга второстепенного телевизионного фильма в настоящий блокбастер.

С этих позиций «Убийство» почти сразу начинает казаться скучным, слишком раздробленным на детали, без единого смыслового центра и какой бы то ни было динамики. Однако, если сознание преодолевает этот барьер, если мы заставляем свой мозг воспринимать иной язык кинематографа, то все детали, все смыслы, все направления сюжета этого датско-шведского сериала сливаются воедино и открывается совершенно новый мир.

Для полноценного наслаждения этой многосерийной лентой нужна в прямом смысле перезагрузка из привычной нам клиповой блокбастерской простой сюжетной реальности в многомерную медативно тяжелую местами обыденную жизнь. Но, когда проходишь этот путь, то забываешь всё, что видел до этого, поскольку «Убийство» - это подлинный шедевр. Не зря газета Guardian обозначила этот сериал как лучшее на телевидении за все время его существования. В определенном смысле теперь уже датчанам и шведам удалось заново создать жанр сериала.

«Убийство» это не шоу, даже не телепроект, это именно большой художественный фильм - здесь рассказывается одна целостная история. В других сериала нередко, к 20 серии всё уже перевернется с ног на голову, про начальные установки уже никто и не вспомнит. Сегодня часто можно увидеть, как сценаристы просто льют интригу в каждый эпизод и совсем не задумываются как объяснять это потом зрителю - выкрутятся как-нибудь в следующем эпизоде, сделают так, что интрига и была то вовсе не интригой, а чуть ли не второстепенной линией.

В датско-шведском сериале такого нет. Здесь именно одна большая история - с охватом на множество сфер жизни. В центре - убийство 19-летней девушки Нонны Бирк Ларсен. Но авторы не ограничиваются только одной этой темой и идей. Поначалу даже не можешь понять - зачем так подробно рисуют, к примеру, жизнь родителей погибшей? Они как-то связаны с убийством? Отец что-то скрывает? Или вторая политическая линия сериала - выборы мэра и жизнь Трольса Хартмана - её тоже так детально изображают, потому что есть прямая связь с убийством? Это политик Хартман убил несчастную девушку? Только через некоторое время, когда начинает проявляться общая картина, можно понять, что все это лишь кусочки одного большого пазла. В этом сериале нет лишних деталей, но какое у каждого место и зачем все они вообще нужны в таком количестве - это всегда до последней минуты остается загадкой.






Через роль подозреваемого в этом сериале пройдут буквально все. Каждый раз будет казаться, что вот, в прошлый раз следователи ошиблись, но вот сейчас уже, наверняка, арестовали настоящего убийцу. Однако каждый раз построенная схема будет рушиться и, что самое главное - совершенно логично. Упомянутого чувства, что сценарий писался "на коленке" и его высасывали из пальца нет, "Убийство" это в лучших традициях классических детективов и триллеров. Голова может пойти кругом от невероятно динамичных и напряженных сюжетных поворотов и разворотов.

Скандинавия уже давно стала поставщиком новых оригинальных идей на мировой рынок. Этот сериал также входит в список тех, которые американцы пересняли, позднее также был адаптирован для США сериал «Мост». Нельзя не вспомнить также фильмы «Девушка с татуроивкой дракона» и «Впусти меня» - изначально снятые в Скандинавии и впоследствии переснятые на американский лад. Почему именно в суровой холодной Европе рождаются новые столь свежие сюжетные исходы?

Потому что в Скандинавии творчество еще играет какую-то роль в кинематографе? Потому что абсолютно всем там не заправляют рейтинги и деньги? Или у датчан со шведами и норвежцами просто нет другого выбора - нужно давать или шедевры или просто не выжить? А может навык жителей Скандинавии видеть мир несколько иначе, в более спокойном медиативном ключе, что, в свою очередь, находит выражение и в форме реализации (замедленные планы, длительные проезды, долгое молчание в кадре), даёт возможность уловить эти новые интересные сюжетные линии?


Сериал «Убийство» находит и другую, ставшую уже классической, черту европейского и, в частности, скандинавского кинематографа. Люди здесь наиболее приближены к реальным. Все действующие лица сериала не герои в классическом понимании. Всех мучают самые разнообразные противоречивые мысли и убеждения. Если бы того же политика Трольса Хартмана изначально придумали в США, то каким бы он вышел? Не трудно догадаться, что это был бы уверенный в себе человек, твердо идущий к победе, наверняка, способный поступиться рядом принципов ради выигрыша.

В скандинавском сериале Трольс Хартман только выглядит таким на первый взгляд. Но чем дальше наблюдаешь за ним, тем сильнее понимаешь, что это глубоко запутавшийся в себе, отчаявшийся и далеко не всегда уверенный, человек. При том как раз эти качества, вопреки всему, делают его честным и принципиальным. Иногда даже кажется, что он поступает как глупый и наивный ребенок, но в тоже время осознаешь - иначе он при всем своем мировоззрении поступить и не мог.

                            
               



Сара Лунд - главный детектив «Убийства» - кажется профессионалом высшего класса, невероятно увлеченная своим делом, отстаивающая справедливость, желающая во всём разобраться и восстановить справедливость. Если бы этот образ разрабатывали в США, то она была бы просто идеальна, только легкий штрих бы повесили - мало внимания уделяет семье, не заботится о ребенке, но как же иначе, такое ведь преступление расследует. Однако в шведско-датском сериале всё не так однозначно.

Здесь нет четких оценок и границ - кто хороший, а кто плохой; кто положительный, а кто отрицательный персонаж, разве что личность преступника - да и то её понимаешь в самом конце. В кинематографе Европы, как правило, все просто люди. Любителям настоящего кино, заставляющего и задуматься, и сопереживать, и насладиться привкусом серости, что можно ощутить только в Скандинавии, нужно посмотреть обязательно. Первый сезон получился поистине шедевральным.

Второй, увы, к большому сожалению, вышел довольно слабым. Понятно желание создателей привлечь зрителей к столь острой проблеме - отправке датских солдат на войну в Афганистан, однако интриги было очень мало, политическая линия крайне невнятная. Персонажи, за исключением самой Сары Лунд и её руководителя Леннарта Брикса, очень слабые и прежнего фееричного накала жизненных коллизий уже нет.

В третьем сезоне сериал буквально возродился вновь. Есть мнения, что третий вышел даже более напряженным, чем первый. Я с этим соглашусь только частично. Если говорить о динамичности и длительности интриги - первый все же остался непревзойденным. Но вот если речь о масштабах и глубинных идеях - третий вышел на совершенно иной уровень. И, конечно, финал, который буквально стирает зрителя в порошок, заставляя биться в припадке истерики - «дайте продолжение». Но продолжения, к сожалению, не будет. Сорен Свейтструп решил не делать из историй про Сару Лунд конвейерную сагу.

Я лично надеюсь, что хотя бы книгу напишут. Дэвид Хьюсон писал произведения по мотивам первых двух сезонов. Здорово было бы и увидеть подобную книгу и на третий сезон. И, как уже сказал, продолжение - очень уж интересно как сработает машина правосудия в Скандинавской интерпретации и выберется ли Сара Лунд из той ямы, куда попала после того, как сама решила вершить правосудие, не добившись справедливости от системы, на которую работала.

Третий сезон, как никакой другой, выводит на первый план то, что само же общество сделало нормальным и логичным, но вытоптав при этом то, что мы привыкли считать добротой и человечностью. Герои впритык сталкиваются с общей бесчеловечной системой и каждый понимает, что вырваться из неё не может, что увяз очень плотно. Все, кроме Сары Лунд - она не смогла с этим смириться. Решила перевернуть мир в отдельно взятом фрагменте. Сделала своё личное маленькое правосудие.

Но во что это ей все обойдется? Вопрос остается открытым….




сериалы, что посмотреть, Скандинавия

Previous post Next post
Up