О школьных впечатлениях

Jul 08, 2009 01:23

Странно, но я всегда испытываю прилив сильных чувств, когда слышу что-нибудь о школе. Не о своей. Я имею в виду школьную жизнь в целом. Каждый год сердце моё сжимается, когда я вижу в конце мая бывших школьников с ленточками «Выпускник». А по телевиденью в это время идут репортажи - все как под копирку, об одном и том же - и я никогда не могу досмотреть их до конца. Раздражаюсь, думая, что вот каждый год одно и тоже показывают, но истинная причина моего раздражения - зависть. Мне горько, что кто-то сегодня радуется открытию новой жизни, но уже не я. И больно ещё от того, что кто-то покинул в этот день великолепную страну с названием «детство».

Меня само здание школы завораживает, причём абсолютно любой. Есть у меня занятие такое любимое - гулять по дворам. В какой город не приезжаю, спешу не в центр, а в спальные районы. Туда, где живут люди, а не просто красуются. Там атмосфера какая-то уникальная. И в каждом районе обязательно вижу школу. И я пытаюсь представить себя на месте ученика этой школы - как он каждый день входит в это здание с рюкзаком за спиной, а после уроков идёт домой, входя в этот старый подъёзд построенного в 70-х дома. И мир этого школьника простой, понятный и логичный, у него есть завтра и есть сегодня, мама и папа, друзья и те, кого он побаивается. Жизнь у него не то, чтобы лёгкая, однако в смысле её он не сомневается. И несмотря ни на что верит в лучшее.

Чтобы хоть как-то сбить эту загадочную тоску по школе я даже детское детективное фэнтэзи написал. Но опять же, центром событий была там, в первую очередь, школа. Я попытался сделать так, чтобы максимальное количество событий происходило именно в школе. И до сих пор есть желание тему эту продолжить - я уже разработал идею загадочного мира, который пересекается с нашим реальным, но исключительно в стенах школы. Единственное, чего не хватает, так это уверенности, что произведение это когда-нибудь увидит в свет, к тому же сложно писать о мире школьников, когда ты сам давно за пределами этого мира.

Я думал, что это ностальгия. Как и думал о том, что я чего-то в школьные годы не получил, потому сожалею об этом сейчас. Однако не про меня это. Во-первых, те душевные порывы при ассоциациях со школой, возникают отнюдь не от центра памяти. Они с моей памятью практически никак и не связаны. У меня нет желания повторить своё детство. В тоже время я не считаю, что школьные годы мои были плохими. Это во-вторых. Я получил всё, что мог получить. Школьный аттестат мне отдавали в обстановке куда как более торжественной, нежели вручение диплома о высшем образовании. У меня достойный аттестат, были хорошие друзья, замечательный выпускной бал. Мне грех жаловаться на свои школьные годы. Они не были чудесными, но они были такими, какими были - и это хорошо.

У меня нет желания вернуться именно в свою школу - я вспоминаю об этом с теплотой безо всякого огорчения. А вот на современных школьников смотрю с сожалением - завидую просто тому, что они входят в это здание с надписью: «Школа №…». Я даже думал о том, чтобы пойти работать в школу, однако мысль потухла даже не начав реализовываться. Глупо это, ведь на самом деле не учить я бы хотел, а просто заново оказаться школьником. Но другим. Не таким, как был раньше. Прожить ещё одну школьную жизнь. Ещё один всплеск радости в несколько лет подряд.

И от этого желания, я так чувствую, мне некуда не деться. Вот ещё что интересно - сожалеть об этом я начал я ещё в школьные годы. Ещё в десятом классе. В конце учебного года я не прогуливал уроки как все, а, наоборот, ходил по школе с грустью, думая о том, как скоро закончится моё детство. Оно и вправду закончилось - формально. Но я не хочу завершать его фактически.
Вот и решил - а почему бы не заняться проблемами образования? Для начала хотя бы вникнуть во все эти процессы, изучить юридическую базу, основы там педагогики и психологии образование получить. А дальше общаться с педагогами, слушать других умных людей, на основе всего этого и собственных размышлений строить какие-то статьи (я ведь журналист по своему полученному первому высшему образованию). Хочется мне соотносить личные интересы того школьника который живёт в доме 70-х годов постройки (как я в детстве) и интересы огромной машины, именуемой государством. Да, я понимаю, что цель глобальная, я мир не поменяю, но все же это лучше чем сидеть на месте.

Вдруг у меня получится сделать чью-то жизнь ярче? Вдруг я и ещё много других людей всё же запустят механизм, который превратит современную школу из инкубатора в настоящий источник радостной жизни? Меня, видимо, именно это до сих пор гложет - то безразличие и отчужденность к детским судьбам, что царила в моей школе (хотя я учился в заведении, что носило гордое имя «лицей»). И то как бездарно тратилась умопомрачительная детская энергия. Ведь можно сделать обучение в школе комфортным, можно сделать его чуточку лучше, просто подходить к этому надо не формально, не с поверхности взрослой разумности, а с позиции логики ребёнка.

Похожая ситуация сейчас наблюдается в детской отечественной литературе. Многие книги написаны просто по схемам. Типовые сюжеты и типовые персонажи. Это, конечно, рождает какие-то эмоции, но глубины нет, потому что пишут эти книги взрослые, которые давно забыли в себе ребёнка. К счастью, конечно, есть ещё замечательные искорки детской прозы, но их единицы. А что с фильмами для детей? Почему их снимают один-три в год, их нигде не рекламируют, а создаются они также - под копирку взрослых понятий о детстве. И потом мы говорим про воспитание патриотизма и так далее.

Да масса проблем в образовании - и в это бы мне хотелось вникать. Разбираться. Одно дело когда мы обобщая обо всём говорим, другое, когда есть конкретные факты и - вдруг - у меня появиться возможность хоть где-то что-то изменить в лучшую сторону? Ведь начались же разговоры о возрождении школьной системы образования (пусть и пока формальные), и мне бы очень хотелось влиться в этот процесс, думать и размышлять, не забывая о самом себе, который жил в семи минутах ходьбы от школы.

Такое вот желание. Один вопрос остался - в управление образованием берут без опыта работы в школе (улыбка)?

будущее, школа, радость, мечта, работа

Previous post Next post
Up