"Мы живые" Айн Рэнд

Mar 16, 2014 17:17


Творчество Айн Рэнд трудно рассматривать вне контекста её знаменитого романа «Атлант расправил плечи». Но я буду свободен от этого стереотипа. «Мы живые» стал первым романом, который я прочитал у этой, надо сказать, выдающейся, российской эмигрантки, о существовании которой в России многие узнали лишь в начале 21 века.

«Мы живые» - это её первый роман. Айн Рэнд написала его вскоре после приезда в США. Говорят, её попросили, многим было интересно как живут люди в России при только что установившейся советской власти. Так русская девушка и открыла в себе талант писателя.

Но мне книга была интересна, в первую очередь, как исторический документ. Мы все знакомы с историческими фактами. Но как происходящее в Петербурге в 20-е годы отражалось в головах тех людей? Как они принимали советскую власть? Что думали в то время? О чем шептались и громко говорили? Какой их окружал быт? Ответы на все эти вопросы - в книге «Мы живые». Бесценный материал для интересующихся историей.

Сюжету поначалу я вообще не придавал никакого значения. Мне показалось, что и саму Айн Рэнд он мало интересовал. Я уловил её задачу описать эпоху и в таком контексте, показалось мне, сюжет вторичен и не должен отвлекать от деталей. Однако я ошибся и до сих пор пребываю в раздумьях - хотела ли автор рассказать одну житейскую историю на фоне масштабных исторических событий или все же поведать исторические события на фоне одной животрепещущей истории?

Главная героиня - дочка бывшего владельца завода, Кира Аргунова. Она не такая как все, автор сразу даёт это понять. В то время как её семья отказывается принимать новую власть, Кира не высказывает никакого раздражения, наоборот, поступает в институт и мечтать стать инженером. Её позиция - нельзя тратить свою жизнь впустую и ждать подходящего момента, нужно заниматься тем, чем хочется. А хочется Кире Аргуновой возводить здания из железа и бетона. Её привлекают конструкции.

Таким жизненным подходом героиня сразу располагает к себе читателя. Волевая, сильная и, как мы быстро понимаем, очень красивая. Она не тяготится ужасами современного быта её семьи. Она хочет вырваться из этого ужасного круга и искренне в это верит. Через какое-то время в её жизни появляется любовь - гонимый советской властью сын царского офицера. Лео Коваленский тоже вызывает лишь положительные эмоции - самостоятельный, принципиальный, идущий до конца в любом вопросе.



Быстро начинает казаться, что история Айнд Рэнд написана про любовь двух сильных людей, как они пытались выстоять в ужасающем круговороте жизни, как приспосабливались и шли наперекор пытаясь сохранить самое важное - себя и свою любовь. Не удивляет даже появление третьего человека в этом любовном сюжете - сотрудника ГПУ Андрея Таганова.

Понятно, что Кира просто пользуется расположением столь значимого в советском обществе человека, она даже не напрашивалась к нему в друзья - он сам делал первые шаги. Отвергать ухаживание от такого человека было бы даже опасно для Киры. Она всё делает только для того, чтобы выстоять в этом злом мире, выйти из пучины хаоса, сохранить свою настоящую и чистую любовь к Лео.

Однако через какое-то время карты в этой истории путаются. Герои сильно меняются. Кира отчисляют из университета, хотя она могла предпринять попытки остаться, но своими связями с ГПУ она намеренно тут не воспользовалась. Дерзкое желание стать инженером уходит. Конечно, Кира приспосабливается, находит работу и превращается в домохозяйку для неудачно ищущего работу возлюбленного Лео. Тут может начать казаться, что история эта - просто семейная трагедия.

Но и тут всё не складывается. Да, Кира ложится в постель с сотрудником ГПУ ради жизни своего любимого, это можно понять, объяснить тотальной жестокостью и простым желанием сохранить любимому жизнь. Однако, через какое-то время понимаешь, что не всё так просто. Аргунова сама питала определенные чувства к Таганову. Она использовала его очень бережно. Казалось, что не будь в её жизни Лео, она смогла бы быть счастливой вместе с Андреем.

Наблюдая за двойной игрой героини, помня, как она сдалась в своем желании учиться, и как не сдалась в других своих желаниях - дойдя до постели работника ГПУ, к главной героине начинает возникать презрение. Если в начале романа это принципиальная сильная девушка, то ближе к середине книге это продажная мелочная девка, по-другому и не скажешь.

В финале Аргунова, хотя и объясняет своё поведение Таганову, громко кричит, что просто использовала его, но я до конца не поверил. Она любила его. Ей просто не хватило силы сделать правильный выбор. Не хватило мужества. Не смогла она сделать верный просчет - в том числе и не смогла вовремя разглядеть в любимом Лео подлеца. Но даже когда у неё был шанс что-то изменить - она им не воспользовалась.

Книга заканчивается фразой: "Она улыбнулась, в последний раз, тому многому, что было так возможно". В этом, по сути, и заключен идейный посыл произведения. Тут понимаешь, что не надо осуждать героиню, не надо искать причины, не надо так детально рассматривать сюжет. Айн Рэнд не про людей писала и даже не про судьбы. Она указала на упущенные возможности всего поколения.

И если обычно мотив «А всё могло бы быть иначе» звучит как жалкое оправдание, то в контексте этого романа он обретает особый сильный смысл. Люди в 1917 году свершили революция, но ради чего - так и осталось загадкой.

литература, искусство, писатели, прошлое, авторы, Санкт-Петербург, Питер, история, Ленинград, Петроград

Previous post Next post
Up