Уходящий под землю... мост

Sep 21, 2013 14:44

Мы как-то привыкли думать, в нас это заложили в раннем детстве, что все великие технологические прорывы были совершены русскими и по большей части во времена СССР. Братская ГЭС, Байкало-Амурская магистраль, космодром "Байконур". Это мы поворачивали вспять реки и разрезали горы - как-то это укрепилось в нашем сознании. Но на самом деле, в мире множество не менее грандиозных проектов, которые создавали отнюдь не русские. И, что самое удивительное и одновременно горькое, воплощались такие проекты, в том числе, "в наше время. Эпоха великих строек в мире не закончилась. Один из ярких примеров - Эресунский мост.


Соединяет столицу Дании - Копенгаген и город в Швеции - Мальмё. История его строительства и сама концепция строения просто поражают. Это мост, который переходит в подводный туннель, для чего в проливе был выложен искусственный остров. Со стороны Копенгагена находится аэропорт и слишком высокий мост мог мешать или даже угрожать безопасности полетов. В тоже время слишком низкий мост мешал бы проходимости шведских судов по проливу. В итоге нашли столь необычное решение - мост, уходящий под землю.

Строительство началось в 1995 году. Сдавать объект должны были через пять лет. И, вы не представляете, но его действительно сдали через этот срок - несмотря на все возникшие сложности и общие масштабы проекты. Там, понимаете, завод специальный был построен для строительства туннеля. Решили не бурить землю, а делать готовые "туннельные" блоки и погружать их под воду, там уже соединяя. Блоки, очевидно для надежности, сделали очень большие. Везти их откуда-то было нереально. Стали строить завод недалеко на берегу.



Дальше вопрос - как эти блоки доставить? Европейцы меня просто поражают - они закрывали эти блоки мощнейшими щитами (так что внутри оставался только воздух, по сути просто коробочка получалась с невероятным весом), заполняли место где проходило изготовление водой, и дальше выталкивали в открытое море. Там их уже тянули разные способами. Доводя до места, опускали вниз специальными грузами, и там уже соединяли с другими блоками.

С 13 элементом случился казус. Его, правда, даже назвали 12А - суеверные они там все - и это не помогло. Листы что закрывали вход в туннель плохо приладили и когда стали погружать в воду блок, туда прорвалась вода и он рухнул вниз - естественно, не туда, куда требовалось. Блок потом долго исследовали на предмет повреждений и сдвигали его уже под землей. Думаете это как-то изменило сроки сдачи объекта? Нет, более того, мост с туннелем открыли на три месяца раньше.



С искусственным островом тоже все оказалось не так просто. Землю для него решили брать со дна морского - а там камень. Копенгагенский известняк. Стали бурить самым лучшим буром в мире. Все равно каждый день заменяли в этом устройстве кучу шипов. Бур работал и все обломки тут же по каналу перебрасывал в место предполагаемого острова. Экологи, конечно же, не спали - налетели на строителей со своей заботой о морской фауне. Строители в ответ стали строго следить за выбросом камней в воду - чтобы рыбок как можно меньше работы тревожили.

А потом нашли бомбы. Времен второй войны. К счастью, никто не погиб, их во время заметили и ничего делать не стали. Военные принялись тщательно обследовать весь участок строительства - нашли 18 снарядов. Время, как вы понимаете, тоже было потеряно. Однако строительству это не помешало - сделали они это чудо. Сделали в срок. В 1999 году датский принц Фредерик и шведская кронпринцесса Виктория встретились на середине моста - работы были почти завершены.

Да, мост не только автомобильный, но еще и железнодорожный. Туннель, соответственно, тоже. Поезда там, говорят, пустыми не ходят. Многие датчане купили квартиры в Швеции и теперь ездят на работу каждое утро. Автомобильное полотно тоже не пустует. Проезд там сейчас стоит 47 евро. Бесплатным проезд там сделать просто невозможно - мост работает как живой организм. Там есть свой центр управления, множества камер, множество рабочих и так далее. Интересная деталь - для борьбы с ржавчиной, всё "нутро" моста было закрыто и там установили... систему контроля за влажность. Всегда - 60%. Нет высокой влажности - нет ржавчины.



Теперь финал. Ключевой вопрос - сколько? Я пересмотрел несколько источников. В целом подтверждается одна сумма - 4 миллиарда долларов. Я понимаю - это действительно могло столько стоить. Я даже удивлен, что цена такая небольшая, проект же просто грандиозен. Еще более удивительно то, что смета оставалась практической неизменной, и про сроки я тоже сказал. Пишут, что деньги налогоплательщиков использовались по минимуму, все больше - деньги инвесторов. Срок окупаемости - 2035 год. Терпеливые европейцы.

Что могли бы построить в России всего за 4 миллиарда долларов я писать не хочу. Можете сами поискать в интернете. Я точно знаю - такое грандиозное сооружение за такую сумму мы бы построить не смогли (при наших ресурсах и возможностях). От того становится как-то грустно. Впрочем, радостно от того, что такое в мире вообще есть. И я, скажу честно, очень хочу там прокатиться. Сесть за руль машины и просто поехать вперед по этим шестнадцати фантастическим километрам...

image Click to view



движение вперед, развитие, будущее, счастье, мечта, Европа, Скандинавия, радость

Previous post Next post
Up