EduCamp. Нестандартный подход к образованию

Mar 18, 2013 21:24


Меня всегда это удивляло. Раньше, когда я был студентом, был в шоке. И сейчас, когда у меня есть друзья-студенты, рассказывающие как оно там сейчас, по-прежнему пребываю в недоумении. 21 век все-таки. Мир высоких технологий. Мир интернета. Время глобальных преобразований. Мы почти, можно сказать, вступили в эпоху постиндустриального общества, и что происходит?

Лекции в университетах выглядят также как в 19 веке. Да, не буду спорить, есть там единичные ВУЗы, где что-то современное внедряется, но в массе своей классическое образование выглядит именно так - что в регионах, что в Москве и Санкт-Петербурге. Приходит преподаватель, читает предмет - или по памяти или по бумажке - а все просто под диктовку записывают. В чем смысл может мне кто-нибудь объяснить? Что за уроки правописания?

Преподаватель то есть носитель сакрального знания, которое нигде не достать, и все просто обязаны копировать под чистую диктовку это знание. Не напоминает первобытное общество, когда был жрец, он рассказывал своё знание, все запоминали и потом пересказывали своим детям, как будто письменности даже не существовало?



У нас если лектор проект принесет на пару, то всё, это высшие технологии. Это я только один пример привожу того насколько архаично наше высшее образование сегодня. Даже про содержание не вспоминаю. Мне один мой приятель рассказывал, что у них преподаватель курс читает по пожелтевшим листочкам, которые, по его же словам, ещё в 70-е заполнил, и с тех пор он по накатанной всем рассказывает. Это ВУЗ в Санкт-Петербурге и далеко не последний.

Меня эти вопросы всегда волновали. Ради них и отправился на EduCamp. Проходила в лофте "Ткачи" в минувшие выходные. Хотел послушать какие все-таки нестандартные подходы к образованию сегодня существуют - именно так звучала тема конференции.


Говорили, конечно, о совмещении дистанционного образования с образованием на местах. О том, что учебные краткосрочные курсы будут преобладать в современном мире. Что скоро мы будем слушать и учиться у лучших лекторов со всего мира - благодаря великому интернету. Звучало, конечно, здорово. Но всё это по-прежнему далеко от нашего классического "дипломного" образования. Все это дополнительные вещи. Когда человек уже хочет получить конкретные знания - он обращается к этим курсам и прочим возможностям. А вот отсидеть и пооттирать штаны он всё равно будет должен. В ближайшие лет 15 классические университеты не изменятся - это я понял точно.


Хочешь получать актуальные знания, которые действительно заставляют думать в современном мире, хочешь развиваться - это всё отдельно. А вот если нужен диплом о высшем образование - это, пожалуйста, в 19 век, за скамью, и упражняться в правописании. Экзамены, кстати, как правило, потом выглядят как точный пересказ этих лекций.

Ещё одну тему затронули - геймификация в образовании. Потрясающая на самом деле вещь, конечно, хотя я не склонен считать её панацей. Есть тут всё-таки какой-то обман сознания. Человек не учиться начинает, а действительно бэйджи зарабатывать, и как-то глупо это выглядит. Хотя в школе, наверное, это неплохо. В определенных предметах, на определенных курсах, почему нет?


Но здесь все та же проблема - отдельно у нас это идет. Рассказали один кейс интересный. Про то как школа одна частная, для детей, внедрила полную геймификацию изучения английского языка. Потрясающая история. Они там, правда, воровать друг у друга всякие бэйджи стали, и читтерство - серьёзная проблема всей этой истории с геймификацией. Но это побочный эффект - идею не убивает.

Проблема на самом деле в другом - что всё это опять же отдельно. Не в системе штатного обучения. Я так и не слушал ни от кого, кто презентовал эти новые технологии, историй про внедрение всего это в традиционные - социально-обязательные - каналы обучения. И получается как-то, что если хотите знания, хотите интересный процесс обучения - идите и ищите сами.

Но как-то глупо - это не находите? 11 лет в школе и 4-6 лет в университете - в пустую и по технологиям 19 века? Почему ничего не меняется в этой машине? Грустно мне лично. А вам?

движение вперед, будущее, школа, время, обучение, работа, общество, Россия, думать иначе

Previous post Next post
Up