JT-34 (кликабельно) +
вид с другого борта После того, как Чехословакия вошедшая в "социалистический лагерь" получила из СССР для своих вооруженных сил преизрядное количество танков Т-34 - вопрос об их обслуживании стал весьма остро. Дело в том, что пока шла война - серьезный ремонт изношенных танков просто не осуществлялся - они сгорали раньше, чем изнашивались. А физическая отдаленность заводов, способных на серьезный ремонт вкупе с дефицитом пропускной способности железных дорог породили дикую на первый взгляд, но вполне оправданную практику: серьезно поврежденный танк проще было бросить и получить новый с Урала, чем оттащить из Европы на Урал подбитую машину на ремонт и потом вернуть ее обратно. Но, конечно, по мирному времени, это не метод. И чехословацкие конструкторы в конце 50-х быстренько разработали серьезное подспорье танкистам в мирной жизни - БРЭМ JT-34.
вид сзади, в 3/4 (кликабельно) +
в другом музее Собственно, танк почти не изменился, только вместо пушки с маской и начинки башни встала стрела грузоподъемностью 10 тонн, а противовесом к ней служил восьмицилиндровый V-образный карбюраторный двигатель воздушного охлаждения Tatra T603C объемом 2,4 литра и мощностью 106л.с. (совершенно роскошный мотор, кстати) со всей полагающейся обвязкой в виде гидравлического насоса, трансмиссии на лебедку и так далее. Чем не устроил родной танковый дизель? Полагаю, что просто не захотели городить огород с отбором мощности с него, отдельный мотор поставить проще.
БРЭМ JT-43, вид спереди (кликабельно)
Машинка вышла довольно симпатичная, вполне универсальная (стройбатам тоже понравилось) так что ее выпуск, начавшийся в 1962 году был для небольшой Чехословакии весьма массовым - за четыре года было сделано около ста пятидесяти машин.
Однако, шасси танка военного времени не вечно, высокой надежностью Т-34 не страдали - и эти машины сами очень быстро сошли со сцены по естественному износу.
+
JT-34 за работой