Путевка в небо "крылатому металлу": Moisant L'Ecrevisse

Oct 29, 2013 00:01




Moisant L'Ecrevisse (кликабельно)

Что "алюминий - крылатый металл" знают все. Ну да, алюминий и сплавы на его основе используются в авиастроении не первое десятилетие, до сих пор оставаясь основой любого массового самолета (несколько, конечно, уступив место магнию и титану). Однако, когда алюминий получил право называться крылатым, кто первый построил алюминиевый самолет? Оказывается, сделал это (и не только первый алюминиевый, но и первый цельнометаллический самолет вообще) американец франко-канадского происхождения John Moisant. Причем, построил он его не в Канаде и не в САСШ, а непосредственно во Франции, куда отправился изучать новорожденную авиацию. Дозрел он до своего самолета в 1909 году, будучи уже достаточно опытным пилотом.



общий вид самолета (кликабельно) + мелко но с хорошим качеством

Причем, судя по всему, он еще и неплохим инженером оказался - потому, что построенный им самолет весил вместе с краской и бенином, но без пилота - всего лишь 250 килограммов. Много это или мало? Аналогичные деревянно-полотняные аэропланы такой же размерности весили в то время раза в полтора-два больше. Эта экономия веса открывала интересные возможности в плане полезной нагрузки и/или продолжительности полета (запаса топлива). Опять же: при ротативном моторе Гном в 50л.с. энерговооруженность самолета была куда как выше, чем у одноклассников из дерева и тряпок. Однако - авиация делала еще первые шаги...



вид спереди, до покраски (кликабельно)

Проблема в том, что выбранная конструктором общепринятая на тот момент аэродинамическая схема (с "рулем глубины" впереди и рулем направления сзади) была не очень хороша. Помимо продольной неустойчивости, требовавшей особенного внимания от пилота - она еще преподнесла отдельный сюрприз сверхлегкой машине.

Статическая тяга двигателя в момент начала движения и при разгоне совершенно не компенсировалась весом хвостовой части, поэтому самолет проявлял склонность к капотированию. Разгон на нем надо было начинать "медленно и нежно", чтобы плоскости биплана успели "схватиться за воздух" до того, как тяга кувыркнет его носом вниз. Так что успешной машина не стала, есть сведения только о нескольких подлетах той или иной степени успешности в 1910 году.

А в следующем, 1911 году John Moisant вернулся в САСШ, где трагически погиб в время каких-то очередных призовых авиагонок, очень было популярное тогда зрелище. + вид сзади, но качество не очень.

P.S. почему L'Ecrevisse, рак?? Машина была выкрашена в красный цвет и видом своим напоминала вареного рака.

авиационная техника, 1909, Франция

Previous post Next post
Up