Последний троллейбус по озеру мчит: как речники с железнодорожниками конкурировали

May 13, 2013 00:01




немецкий водный троллейбус-буксир с жесткими штангами (кликабельно)

Вы не поверите, но к концу XIX века в Европе оказалось около 20000 (двадцати тысяч!) километров специально прорытых в качестве транспортных магистралей водных каналов. На протяжении столетий, пока в первой половине XIX века не началось победное шествие железных дорог - они обеспечивали Европу самым дешевым, хотя и не очень быстрым транспортом. Действительно, если пара лошадей может везти телегу ну, пускай с тремя тоннами груза (давайте даже пять, возьмем сильных лошадей и прочную телегу) - то по воде та же пара лошадок без особых усилий может транспортировать несколько десятков тонн груза, а то и за сотню.



еще один водный троллейбус-буксир с гибким кабелем и роликовой тележкой

Разумеется, с появлением механических двигателей их немедленно стали пристраивать и на эти суда. Но выяснилось неприятное: во-первых, активные телодвижения винтов и колес - порождали волны, размывающие неукрепленные берега каналов. Да и запаса глубины для работы винтов не было - не рассчитывали на них, когда каналы копали. Но и это еще пол-беды: во-вторых, некоторые каналы проходили по довольно длинным и низким тоннелям. Что будет в тоннеле при активно работающей паровой машине? В смысле, куда денется дым из топки? Вот-вот...

И это не считая того, что вся эта машинерия отнимала объем у сравнительно небольших судов - которые, опять же, ограничивались габаритами каналов, исходно рассчитанных на небольшие (до 200 тонн) баржи. Сколько там останется после установки котлов, паровых машин, закладки многих тонн угля? Вообще, привет рентабельности...



буксир-троллейбус ведет караван (кликабельно)

Выход из положения был найден во внешнем подводе мощности. Да, именно по принципу троллейбуса - протянуть над каналами провода, на баржи поставить компактные электромоторы - и вперед! И даже можно не на баржи, а на небольшие буксиры. Это и дешевле выходило, чем с паровыми машинами или ДВС, и по эксплуатации тоже неплохо - потому, что можно было рядом со шлюзами натыкать небольших ГЭС, - для получения вообще бесплатной электроэнергии. Дешевле овса для лошадей.

Подобные решения относительно массово появились в 1880-х годах во многих европейских странах: в Германии, во Франции (особенно) в Бельгии и Швейцарии.



к берегу - бережно! Цепной привод в действии. (кликабельно)

Но что делать с берегами? И тут нашлось решение. Тягу в случае неукрепленного берега придумали обеспечивать с помощью протягивания лежащей на дне цепи через буксир. Конечно, электромоторами. Возмущение воды несравнимо меньше, чем от любых движителей, упирающихся в воду, так что все более-менее нормально. Причем, на прямых цепь не надо крепить всякими хитростями к дну канала - она весом своих многих километров достаточно надежно предохранена от продольного смещения. Правда, вот с прохождением кривых было не очень - там приходилось цепь крепить, и довольно муторными способами отцеплять и прицеплять при прохождении точки закрепления буксиром.



сто лет спустя в строю (кликабельно)

Кстати, технология водного троллейбуса не умерла. Более того, ей просто нет разумной альтернативы - если каналы проходят по длинным тоннелям, то судовые дизели превратят их в форменные душегубки. Поэтому в Европе на линии "canal de la Marne au Rhin", где суда все еще ходят по тоннелям, самый длинный из которых достигает 5 с хвостиком километров - вот, извольте видеть, - до сих пор в ходу "водные грузовые троллейбусы". Деваться некуда. Правда, я подозреваю, что для хода вне тоннелей у них имеются дизель-генераторы, так что провода по всей длине водного пути уже не обязательны - но тем не менее.+ электробуксир с цепным приводом, вид сверху.
+ небольшая электролодка во Франции

P.S. впрочем, с наземными троллейбусами в качестве буксиров - и даже с беспилотными троллейбусами - тоже красиво вышло.

1880-е, Бельгия, Швейцария, корабли и водный транспорт, Германия, Франция

Previous post Next post
Up