Возвращение ротоплана: австрийский D-Dalus

Mar 14, 2013 00:01




ротоплан D-Dalus

Австрийская компания IAT21 замыслила, ни много ни мало, - радикальный переворот в сфере аппаратов вертикального взлета и посадки. Как? Предложив "хорошо забытое старое" - роторные движители. Средство опробованное и отвергнутое еще в 30-х, примерно. Но, как решили конструкторы, новые материалы и новые технические решения могут вдохнуть жизнь в старую идею. Ну, надо сказать, что их аппарат - названный, если кто не понял, в честь греческого механика Дедала, отца небезызвестного Икара - полетел. Видимо, углепластик больше подходит для ротопланов, чем сталь или даже дюраль.


  

роторный движитель компании IAT21 (кликабельно)

Четыре ротора со скоростью вращения 2200 оборотов в минуту обеспечивают аппарату собственной массой около 45кг (он действительно ОЧЕНЬ легкий) при 120л.с. в газовой турбине возможность поднимать еще около 70кг груза. Чесно скажу - смешно. Даже примитивные вертолеты 50-х годов при сравнимой мощности двигателя уверенно поднимали в небо больше полутонны общего взлетного веса при 1-2-3 человеках нагрузки. Почему? Полагаю, тут дело в удельной нагрузке на несущую площадь. Все-таки, воздух штука сжимаемая, и при линейной скорости "крыльев" в роторах около 57.6м/с (всего 207км/ч) больше, чем на 100кг подъемной силы с метра "ометаемой площади" я бы не рассчитывал получить никак.

image Click to view


испытания прототипа

В чем же смысл этого аппарата? В совершенно произвольном управлении по крену и тангажу в любом режиме. он может висеть боком, или сильно опустив нос - буквально, боком протискиваясь в щели и приноравливаясь к движениям, к примеру, качающейся палубы. Нет, конечно, это все очень важно и интересно, но присущие схеме ограничения, как мне кажется, ограничат ее использование поисково-спасательными роботами и военными разведчиками. Причем, насчет разведчиков есть сомнения - тихо это решение работать не будет, классический вертолет с аналогичной нагрузкой будет куда как менее заметен, - правда, у него с "проходимостью" вблизи преград похуже. Но тем не менее+ видео про аппарат с канала Дискавери

авиационная техника, экспериментальные, Австрия

Previous post Next post
Up