Cygnet II (кликабельно) крылья считайте сами
Еще за много десятилетий до того, как компания Apple взяла на вооружение этот лозунг - он был крайне популярен среди изобретателей всех мастей. И уж конечно, не мог мимо него пройти великий Alexander Graham Bell, уж ему умения "думать иначе" было не занимать. Наиболее ярким и безумным из его творений надо признать серию "тетраэдропланов" Cygnet, построенную им в интервале 1908-1912 годов. Достаточно сказать, что число крыльев (независимых аэродинамических поверхностей) у его аппаратов исчислялось сотнями,
двухсоткрылый аппарат Горацио Филипса нервно курит в сторонке.
испытания фрагмента крыла (кликабельно)
Считается, что все началось с воздушных змеев, которые в похожей конфигурации показывали прекрасную подъемную силу и стабильность полета, сильно превосходящие доступные обычным "двухмерным" конструкциям. Готов даже согласиться. Только есть одна тонкость: набегающий поток на этого змея создается природой, огромное сопротивление конструкции роли не играет, скорость обдува от нее не зависит. Видимо, это мистер Белл из своих расчетов как-то упустил.
"кабина" планера Cygnet и фрагмент крыла (кликабельно)
Сказано - сделано, и в 1907 году мир содрогнулся был построен планер Cygnet, представлявший собой трехмерную матрицу небольших V-образных крыльев. Мотора машина не имела, и для взлета использовали буксировку за мощным катером. Вопрос удельной мощности и сопротивления был тщательно замазан могучей тягой гребного винта и большого двигателя.
планер Cygnet (кликабельно)
Все получилось, аппарат прекрасно взлетел и преодолел по воздуху несколько сот метров. Но после расцепления с тросом планер внезапно клюнул носом и упал в воду. Хорошо что в воду, пилот не пострадал. Конструктор посчитал это недоработкой системы разделения, - а ведь это был "звоночек" от природы и науки аэродинамики, - как только пропала тяга от катера огромное сопротивление обнулило скорость, что и привело к падению аппарата!! Но опыт сочли успешным, и к 1908 году мир содрогнулся еще раз был построен уже моторный Cygnet II.
"кабина" самолета Cygnet II, крупно (кликабельно)
Конструкцию, число крыльев у которой я даже не пытался считать, приводил в движение 8-цилиндровый мотор Curtiss, мощность мне его разные источники оценивают по-разному, мне кажется реалистичной величина около 50л.с. при 1000 об/мин. С высоты сегодняшнего послезнания понятно, что полететь оно не должно, несмотря на то, что для уменьшения веса шасси и сопротивления при разбеге конструктор использовал коньковый ход и замерзший водоем вместо аэродрома.
Cygnet II на льду, попытки взлета (кликабельно)
Оно и не полетело. Несмотря на все усилия по форсировке мотора и тюнингу аппарата - в 1909 году удалось добиться только нескольких подскоков, которые полетом назвать было невозможно. С таким сопротивлением и весом пространственной решетки в воздухе делать было нечего. Это вам не за катером на буксире рассекать, располагаемая мощность в несколько раз меньше, вес и сопротивление больше. Какие уж там полеты...
Cygnet III в "полете" (кликабельно)
Но Александр Белл не был бы американцем, если бы не дожал идею, благо средства позволяли!!! Спустя три года (в 1912 году), уже имея в "портфолио" парочку классических и нормально летающих аэропланов - он возвращается к идее трехмерной конструкции крыла, и строит Cygnet III (мир устал содрогаться и только хихикнул) - с таким же мотором, но с уменьшенным в разы крылом. Аппарат полегчал, сопротивление уменьшилось, - и он полетел!!!
...правда, надо сказать, что максимальная высота полета составила примерно один фут (30см). Зато, это был устойчивый управляемый полет, без дураков. Но, конечно, назвать это хоть сколько-нибудь удобоваримым результатом нельзя. И на этом даже Белл решил с трехмерными матрицами крыльев завязать, чтобы не позориться.