"военный" КМЗ-5 (кликабельно)
Как-то у меня в одном из обсуждений, когда тема коснулась американской вакханалии мототележек, прозвучали слова, что дескать, СССР ловко проскочил через все это дело сравнительно быстро придя к мотоциклу с коляской и УАЗику, как решениям на 99% случаев, справедливо опустив оставшийся процент как заведомо маловыгодный. Но, надо признать, что официальную позицию такую разделяли не все, и в 1962 году Киевский мотоциклетный завод попытался протолкнуть военным вот такое вот забавное изделие под маркой КМЗ-5. Почему "пять", и где остальные четыре?
первенец, тот самый КМЗ-1 (кликабельно)
... еще через пару месяцев - это, помнится, был 1959 год - я подкатил на своем грузовом мотоцикле к 5-му, экспериментальному цеху, который стоял в стороне от основных корпусов, подальше от любопытных глаз. Возле него, окруженный людьми, стоял микрогрузовичок вполне современного по тем временам вида - с коротким капотом и гнутым ветровым стеклом. Я подошел поближе, и к удивлению моему выяснилось, что борта кузова сделаны из стеклопластика. А двигатель - до боли знакомый 2-цилиндровый «воздушник» от мотоцикла К-750 (746 куб., 26 л. с.) - располагался под кузовом. В блоке с ним была и 4-ступенчатая мотоциклетная коробка. Но поскольку оная не имела заднего хода, то на ведущем, заднем мосту, для этой цели была установлена еще одна, дополнительная. Подвеску сделали пружинной, независимой. Небольшие колеса - 5.00-10 заимствовали у инвалидной мотоколяски, а рулевое управление и тормоза - у «Москвича-402». Машина была рассчитана на полтонны груза и во время испытаний развивала до 60 км/ч.
КМЗ-3, уже "автомобильной" компоновки (кликабельно)
Нужно сказать, что в те годы идея микроавтомобиля на мотоциклетных агрегатах буквально витала в воздухе. Такие машины строили не только многочисленные самодельщики, но и такие солидные организации как НАМИ, МВТУ им. Баумана, Ирбитский мотоциклетный завод. Так что поиски киевских конструкторов были, что называется, в тему.
В следующем, 1960-м году в Киеве было построено три машины КМЗ-3 с тем же двигателем. Но теперь он располагался спереди, под капотом новой формы. Подняв его, можно было увидеть, что мотор снабжен вентилятором и кожухом из белой жести, направляющим поток воздуха. Кабина была алюминиевая. Рулевое и гидравлические тормоза и колеса позаимствованы у «Запорожца». Грузоподъемность осталась та же, а скорость возросла до 80 км/ч. В 1961 году на этой же базе построили два фургона КМЗ-4.
фургон КМЗ-4 (кликабельно)
А завершил серию киевских малышей появившийся в 1962 году микрогрузовичок КМЗ-5. От КМЗ-3 он отличался усиленной рамой, торсионной подвеской задних колес и упрощенной, «армейской» стальной кабиной - с вырезами вместо дверей и брезентовым тентом.
Все эти машины, что и говорить, были еще сыроваты, и для организации их серийного производства требовались солидные капиталовложения. Однако московские чиновники таких средств «не нашли» и дали понять: делайте, мол, нужные родине мотоциклы и не путайтесь со своими инициативами.
Полвека минуло с той поры и эти машины уже мало кто помнит. Но те, самые первые эскизы, и фото готовых машин я храню в своем архиве до сих пор.
© Леонид Гоголев
Я конечно понимаю, что без пассажа про "злой СССР" который только и делал, что "зажимал Украину" обойтись нельзя, но если взглянуть правде в глаза, то чиновники, знавшие о том, что уже четыре года совершенствуется НАМИ-049, ставший потом знаменитым ТПК производства ЛуАЗа, - были совершенно правы, завернув киевлян. Никакого сравнения даже нет с КМЗ-5, другой класс.
Так что не стоит так уж пинать СССР, многие решения, которые казались тогда бессмысленными и обидными некоторым - имели под собой вполне серьезные основания.