Гордо реет "Буревестник"! (кликабельно)
Создание газотурбохода "Бурвестник" стало для Ростислава Алексеева и возглавляемого им ЦКБ СПК неким серьезным этапом, вершиной доступного на тот момент. Стремительное речное судно (до 150км/ч, между прочим) стало на многие годы флагманом среди всех речных судов на подводных крыльях вообще. И было отчего, скажу я вам!
Волга, конечно, река широкая... (кликабельно)
Помимо того, что в качестве силовой установки судно имело два турбовальных авиационных двигателя АИ-20 по 1990 л.с. на валу, так у него еще и гребных винтов не имелось! Дело в том, что эксплуатация первых СПК выявила неприятную проблему: в косом потоке кавитация довольно быстро разрушала винты. Поэтому, совершенно логичным было предложение использовать водометы. Первенцом среди водометных судов на подводных крыльях стала
построенная в 1962 году "Чайка", с одним мотором в 1320л.с. разгонявшаяся до 95км/ч, а в 1964 году на воду сошел и водометный «Буревестник» проекта 1708 с авиамоторами АИ-20.
Судно, водоизмещением 72.5 тонны брало на борт 130 пассажиров и с крейсерской скоростью 100км/ч перемещало их на расстояние до 500км. Сравнимого по скорости и экономичности (да-да, несмотря на авиамоторы) транспорта в стране просто не было! Скоростных поездов тогда еще у нас не придумали. Впрочем, как предки говорили, с какой-то похожей скоростью в Москву поезда отсюда бегали уже - и что характерно: фирменный поезд этот до сих пор называется "Буревестник"... Надо уточнить, нет ли связи.
Пять часов от Казани до Горького!!! Мечта (кликабельно)
К сожалению, проработав до конца 70-х годов на линии Куйбышев - Ульяновск - Казань - Горький. (самой длинной для СПК) уникальное скоростное судно было списано по износу, так и оставшись в единственном экземпляре. В чем же дело?
Причин несколько. Во-первых, речникам просто было негде и некому обслуживать авиационные газотурбинные двигатели. Приходилось ходить на поклон к авиаторам, а это непросто во всех смыслах. Да и одновальный агрегат для несамолетного применения не слишком удобен. Во-вторых, "Буревестник" был несколько ....шумноват. Это накладывало дополнительные эксплуатационные ограничения, опять же - и пассажирам неудобно. И, в третьих, дизельные "Метеоры" были помедленнее, конечно, но гораздо проще в эксплуатации. Еще и поменьше раза в два, что упрощало заход и швартовку к всяким маленьким пристаням и дебаркадерам, коих на Волге немало.
Так что развития идеи речных скоростных газотурбоходов не воспоследовало....P.S. встречающееся иногда на зарубежных ресурсах мнение, что "Буревестник" был реактивным - в корне неверно.