"Onward", только onward! (кликабельно)
И даже не квадратные, а со 118 (ста восемнадцатью!) гранями длиной примерно по два дюйма каждая. Заказала это чудо под названием "Onward" - Swinerton Locomotive Driving Wheel Company, а построен локомотив был заводом Hinkley Locomotive Works из Бостона в 1887 году.
Суть изобретения, которое конструкторы для драматизации подчеркнули одной-единственной ведущей осью, состояла в том, чтобы превратить точку контакта колеса с рельсом в гораздо большего размера площадку(длиной, по крайней мере, в два дюйма), что должно было радикально поднять тяговые качества локомотива за счет уменьшения вероятности проскальзывания ведущего колеса по рельсу. Интересно, а на какой-то ненулевой скорости - какой звук издавало это колесо "топая" контактными площадками по рельсам? И как это сказывается на износе рельсов?
Паровоз эксплуатировался на северо-востоке США, но результаты были... Скажем так, невпечатляющими. Если бы удалось найти одноосный паровоз с круглыми колесами - то выигрыш, может быть, найти бы и удалось, но никакого резона для нормальных многоосных паровозов в многогранных колесах усмотрено не было, им вполне хватало обычного пятна контакта с рельсами, без довольно сложных в изготовлении и эксплуатации многогранных колес. В силу этого квадратноколесное чудо было переделано в нормальный паровоз с восемью ведущими колесами, в каковом виде и пробегало вплоть до продажи на слом в 1905 году.