УМП-1Б (или УМП-30-081) (кликабельно)
Пыль и выхлопные газы - очень серьезная, на самом деле, проблема открытых горных разработок. Хорошо, если на местности есть какие-то ветры, там с помощью правильной ориентации карьеров и всякого такого можно обеспечить продувку выработки, но иногда такие фокусы и не получаются. Приходится разрабатывать какие-то системы принудительной вентиляции. Они, в свое время, разрабатывались разнообразнейшие - от механических конвекторов с рабочим органом из несущего винта вертолета (вентиляторные агрегаты УМП-14 и УМП-21) до термических конвекторов, создававших восходящие потоки горячего воздуха путем банального сжигания жидкого топлива или газа.
УПМ-1Б в режиме распыления воды на малой тяге (кликабельно)
Однако, практика их применения показала, что эффективность их сомнительна - эффективно продувающая разработку система потребляла топлива как бы не больше, чем добывающая техника, при высоком уровне шума и опасности. Поэтому к настоящему моменту из подвижного оборудования в серии осталась только "установка местного проветривания" УМП-1Б (УМП-30-081) с пропеллером от Ан-2 на шасси
БелАЗ-7547. Она предназначена для обработки дорог для борьбы с пылением и продувки зон, куда не подается воздух от стационарных систем проветривания (с трубами, в смысле).
УМП-1 где-то "в поле" (кликабельно)
В воздушный поток может добавляться вода из бака на 30 кубов (для снижения температуры, например, или осаждения пыли), кроме того, машина оснащена лафетным стволом для полива местности (дорог, мест взрывов породы и такого). Спрос на эту технику, как я понимаю, небольшой, но постоянный - и именно в такой размерности. Больше уже совсем монструозно и начинаются проблемы с перемещением вне карьера, а меньше смысла нет. +
техническое описание машины с фотографиями.
+
пропеллер с приводом, крупно. P.S. Шо? Реактивные? Будут вам реактивные, не все сразу.