Plazidlo Votruba-Věchet, вид справа (кликабельно)
Знаете, что это? Это "Plazidlo Votruba-Věchet", первый полностью чехословацкий гусеничный БТР (Или вездеход? Как это назвать?), который был изготовлен заводом "Vozovka a strojírna Jan Synek" из
городка Хлумец-над-Цидлиной. Придумали это возидло генерал Ян Вотруба с инженером Воймиром Вехтом, но что у них было в головах, когда они дизайнили машину я сказать затрудняюсь. Судя по продолжению темы, они хотели то ли транспортный трактор, то ли БТР, но как водится, "что-то пошло не так".
Plazidlo Votruba-Věchet, спереди-справа, виден "кривой стартер" (кликабельно)
Разработка была полностью частной инициативой генерала, и он заплатил за изготовление из своего кармана огромную сумму в 54 800,37 крон (без бронирования, как видите). Машина с двухцилиндровым двигателем Věchet DC объемом 1100 см³ и мощностью 12 л.с при 1500 об/мин была закончена к концу 1924 года, а 2 января 1925 ее доставили в батальон штурмовых машин(?), где предполагалось изучить машину в плане годности и применимости для военных целей.
вид на машину слева, видно сидение водителя (кликабельно)
В феврале того же года машина получила тактический номер 48, после чего начались ее испытания, которые показали только то, что и должны были показать: по ровному месту машина еще как-то ехала, но любые неровности преодолевала только с помощью десанта, который в количестве шести человек спешивался и толкал плазидло на каждой кочке. И это еще в таком скелетном виде, без какой-либо брони...
вездеход сзади-слева (кликабельно)
Все было понятно настолько, что дорабатывать машину даже не стали и просто загнали ее обратно в сарай. Год спустя машинку еще раз прокатили по полигону с теми же результатами, после чего ее окончательно сгноили в сарае. Генерал Вотруба потом долго судился с государством, требуя компенсировать затраты, но с переменным успехом. В конце-концов ему таки перечислили 45000 крон и на этом закрыли тему.