Crossley Q30 Crash Tender (кликабельно) и он же
в поле и
в музее Увеличение количества полетов с началом Второй Мировой привело, конечно, и к увеличению аварийности. Тем более, что самолеты часто прилетали изрядно покореженными. Поэтому появление массовой и эффективной аэродромной пожарной машины, такой как Crossley Q30 Crash Tender было практически неизбежным, и она появилась.
Бригада наготове (кликабельно)
Собственно, все просто: на Crossley FWD устанавливалась цистерна для воды, емкостью 300 галлонов (1364 литров), бак на 28 литров пенообразователя и четыре баллона с углекислым газом по 60 фунтов (27,2 кг) газа в каждом (он и сам для тушения годен, и наддув цистерны гораздо дешевле насоса, и газировка прекрасно вспенивается просто попадая на воздух).
Вид на Crossley Q30 Crash Tender со стороны насоса (кликабельно)
Потребовалось еще две катушки с рукавами - вот и готова недорогая машинка, вполне способная справиться с возгоранием приземлившегося истребителя или даже бомбардировщика, благо экипаж там небольшой, все равно, с пассажирским авиалайнером не сравнить. Насос поставили сзади, довольно удобным образом, предусмотрев, кажется, и внешнее подключение забора воды.
Пожарная машина на шасси Crossley FE1 (кликабельно)
Общий выпуск машин был довольно большой, а когда шасси не хватало - такую же "полезную нагрузку" ставили на любое подходящее из имевшихся шасси (напр., на Crossley FE1, куда помещалось, правда, чуть больше: 400 галлонов (1818 литров) воды и 65 литров пенообразователя. И все равно, получалось вполне функционально.+
пожарная команда на дежурстве.+
и где-то на полевом аэродроме.