Как воевать в пустыне? Прототип БРМ эпохи до GPS и тепловизоров.

Nov 27, 2021 00:01




БРМ на базе M4A1 (кликабельно)

При подготовке к высадке в Северной Африке, в 1942 году, американские военные задались вопросом ориентации. В смысле, как ориентироваться там, где никаких ориентиров нет? Как вести разведку там, где днем скрытно передвигаться нереально, потому что укрыться негде, а ночью сложно потому, что ничего не видно? Результатом очень масштабных НИОКР стал прототип разведывательной машины на базе танка Шерман M4A1.



ПНВ, установленный вместо стандартного перископа (кликабельно)

Разведывать, как вы понимаете, предполагалось только ночью, для чего машину оснастили системой инфракрасного наблюдения (разумеется, с мощной подсветкой). За подсветку отвечали четыре курсовых по 450 ватт мощностью и одна поворачивающаяся фара на 600 ватт с черным светофильтром. Уже одно это потребовало замены штатного генератора, мощностью 1,5кВт на изделие, мощностью 5кВт, для чего пришлось перекомпоновывать еще и топливную аппаратуру (что уже делало переоборудование серийных машин в войсках нереальным).



Собственно, сам ПНВ, довольно компактный, как видите (кликабельно)

Для реализации данных этой подсветки использовались устройства, вставляемые вместо штатных перископов в люках. Дальше картинка передавалась на запитанный напряжением 5000 вольт фотоумножитель, рисующий картинку на крохотном экране. Картинка была так себе, не спасало даже наблюдение через систему линз и шторок. Яркость, доступная на тот момент в довольно компактном приборе была совершенно недостаточной.



Корпус БРМ с четырьмя фарами курсовой подсветки (кликабельно)

Даже минимальная засветка глаз мехвода и командира выводила их из строя на несколько минут. Пришлось даже заменить внутреннюю подсветку в танке на ультрафиолетовую, а значимые индикаторы и переключатели покрасить и подписать специальной флуоресцентной краской, едва светящейся под ультрафиолетовыми лучами в полной темноте. Вести же записи было, как вы понимаете, невозможно.



Компас с оптической системой отслеживания положения стрелки (кликабельно)

Интересно решили проблему ориентации (ну как сказать, "решили"... Попытались): испытания проходили два варианта одографов, один от компании Monroe Calculating Machine Company второй от International Business Machines (IBM, ага), причем, аппарат IBM позволял еще и масштабы карты переключать. Однако, несмотря на всю хитроумность примененных решений на основе учета данных компаса и одометра, устройства не показали способности более-менее точно определять местоположение машины через некоторое время после начала движения.



Одограф от IBM, с переключателем масштаба карты (кликабельно)

Начиналось-то все неплохо, но с каждой минутой и милей ошибка нарастала до полного обессмысливания результатов. Тут сыграли свою роль и недостаточно точные датчики положения стрелки компаса, и приблизительность показаний одометра на маневрирующей гусеничной машине, и помехи разного рода, вносившие свою лепту в положение стрелки компаса. Это была, все-таки, попытка прыгнуть выше головы.+ коробка (высоковольтного?) источника питания системы
This entry was originally posted at https://strangernn.dreamwidth.org/2303159.html. Please comment there using OpenID.

сша, экспериментальные, средний танк, 1944, танк, брм, 1942

Previous post Next post
Up