"Амурец" и "Лайка", ведомственные мотонарты Минсвязи СССР.

Dec 17, 2020 00:01


image Click to view


испытания мотонарт НАМИ-095Б

Первый образец мотонарт НАМИ-095 был разработан в 1964 г. под руководством ктн Г. А. Крестовникова. Мотонарты выпускались на заводе "Промсвязь" (г. Хабаровск) под названием "Амурец". Двигатель Д-300 мощностью 7 л.с. Скорость 30 км/ч. Движитель - резино-металлическая гусеница. Трансмиссия бесступенчатый клиноременный вариатор.




Мотонарты предназначались для круглогодичной эксплуатации,
поэтому имели вариант и с пневмоколесами (кликабельно)

В принципе, "Амурец" (основным заказчиком которого было, как вы понимаете, Минсвязи СССР) оказался вполне себе работоспособной лошадкой, но всю карьеру ему доставалось от пользователей за маломощный двигатель. Однако, с 1969 и до 1984 года "Амурец" и его облагороженная внешне версия "Лайка" ничего лучше не получили - 6,5-7 л.с., потом Д-300 довели до 10 л.с., но и только... Причем, попытки прикрутить другие моторы были - но Москва "не давала квот" на другие двигатели.



исходные НАМИ-095 (без "Б")

Сказывалось, наверное, ведомственное назначение мотонарт "Амурец"/"Лайка"- ну сколько их Минсвязи СССР в год "потребляло"? Несколько сотен, ну тысячу... Мелкосерийное производство, которое и не нужно в общем-то - особенно, на фоне массового рыбинского "Бурана", который создали чуть позже (с 1971 года выпускался), но сразу с нормальным (18 л.с., а затем сразу 27 л.с.) двигателем, как универсальное утилитарное изделие.



Мотонарты на транспортировочных колесиках, вид сзади (кликабельно)

Самое же обидное, что когда в 1984 году "Лайка-2" получила все-таки 25-сильный мотор (лодочный "Вихрь"), то для простоты и скорости разработки его поставили на почти ту же самую трансмиссию и ходовую. Результат оказался немного предсказуем: "Лайка-2" была пошустрее первой, безусловно, но надежностью не отличалась. Кончилось эта эпопея тем, что в Минсвязи махнули рукой и пересели на "Бураны". Собственно, это история не столько про "Амурца"/"Лайку", сколько про ведомственность и межведомственную закрытость, которая столько вреда нанесла. Мда... Но это уже другая тема.
This entry was originally posted at https://strangernn.dreamwidth.org/2140994.html. Please comment there using OpenID.

1964, ссср, снегоход, 1969

Previous post Next post
Up