...и тишина! Вертолеты проекта "The Quiet One", два самых тихих вертолета в мире.

Jun 18, 2020 00:01




бесшумный вертолет "The Quiet One" (он же H500P) (кликабельно) + еще фото

В самом начале 70-х году ЦРУ задумало спецоперацию по проникновению на территорию Северного Вьетнама для установки прослушки на телефонных линиях. Все бы ничего, но как? Вертолет, необходимый для такой операции шумит так, что его за полторы мили слышно. Значит, надо сделать так, чтобы его не было слышно. И в том же году два Hughes OH-6 Cayuse были переоборудованы по проекту "The Quiet One" (он же H500P* - Penetrator). В результате, громкость звука, издаваемого вертолетом, снизилась с 91 дБ до ~71 дБ (громкость звука пылесоса, примерно), а дальность акустического обнаружения сократилась до 250 метров. Как они этого добились? Потребовался целый комплекс мероприятий.



X-образный хвостовой винт (кликабельно)

Первый удар был нанесен по главному виновнику шума - хвостовому винту. Оснастив его четырьмя лопастями вместо двух конструкторы сразу вдвое снизили его обороты, резко уменьшив уровень шума. Была добавлена лопасть и несущему винту - и, соответственно, обороты пятилопастного винта тоже удалось снизить на 20%, существенно понизив уровень производимого им шума, тем более, что законцовки лопастей получили новую форму (менее "грузоподъемную", но более тихую). Капитальной доработке подверглась и двигательная установка. Во-первых, она получила глушитель. Конечно, глушение выхлопа ГТД (Allison 250) занятие неблагодарное, но характерный свист выхлопа удалось свести к мощному шипению.



глушитель и обшитая звукопоглощающими материалами
дверца моторного отсека (кликабельно)

Чтобы уменьшить издаваемый двигателем звук ввели специальные перегородки во входном тракте двигателя, его обнесли дополнительными перегородками, установили сам ГТД на подушки и даже обклеили двигательный отсек изнутри шумопоглощающими материалами. К сожалению, на мощности двигателя это сказалось отрицательно, так что вертолет также имел дополнительные топливные баки в заднем пассажирском салоне (для компенсации постоянно повышенного режима) и систему впрыска спирта и воды для кратковременного повышения мощности двигателя.



Вертолет проекта "The Quiet One" на базе в Лаосе (кликабельно)

Интересной особенностью была установка тепловизора для пилотирования машины в полной темноте. Система работала, но она имела очень узкое поле зрения, да и картинка была не очень совершенной. В сочетании с изменившимися характеристиками машины и в рассуждении перспектив спецопераций пилотов пришлось изрядно переучивать. Для освоения новой техники в 1971 году пилоты проводили тренировки в той самой "Зоне 51" и только полностью освоив вертолеты перебазировались в Лаос, откуда они и проводили боевые миссии под крышей** транспортной компании Air America***.



усовершенствованный "The Quiet One", не добравшийся до Вьетнама (кликабельно)

Боевое применение вертолетов "The Quiet One" оказалось вполне успешным. В 1972 году они провели ряд миссий по установке прослушек на северовьетнамских коммуникациях. Как некоторые утверждают, внезапная сверхвысокая осведомленность американцев оказалась не последним фактором, который привел к успехам состоявшихся в январе 1973 года парижским переговорам о заключения перемирия.
* - почему у вертолета "штатское" обозначение? Потому что у него гражданские корни. Hughes Tool Aircraft Division еще в 1968 году начала работы по обесшумливанию вертолетов по заказу полиции Лос-Анджелеса, а то население жаловалось. Специалисты DARPA (по заявке ЦРУ) просто нашли и подхватили (оплатили) перспективную разработку.
** - крыша была настолько серьезной, что еще до прибытия "тихих" в Лаос туда доставили пару обычных Hughes 500 с такими же номерами N351X и N352X. Приучали шпионов к тому, что "такое летает", ничего особенного.
*** - одноименный фильм, в общем-то, не на 100% выдумка.

+ небольшой рассказ про Hughes 500P
+ видео, в котором есть и про H500P
+ кабина пилотов с экранами тепловизора.

авиационная техника, 1971, США

Previous post Next post
Up