Паровая турбина на Рейне: необычный буксир "Dordrecht".

Apr 19, 2020 00:01




Паротурбинный рейнский буксир "Dordrecht" (кликабельно)

В июне 1924 года на Рейне появился необычный буксир "Dordrecht" под голландским флагом. Нет, в плане внешности он был похож на 99% рейнских буксиров - колесный пароход с двумя трубами перед надстройкой и позади нее, просто большой. Длина его составляла 75 метров, габарит по колесам - 22 метра, осадка 1,43 м. Интересное у него пряталось внутри. В то время, как остальные были нормальными пароходами - "Dordrecht" был паротурбоходом. В смысле, вместо паровой машины с цилиндрами его гребные колеса приводились в движение паротурбинной установкой. Зачем?



паровая турбина буксира на испытательном стенде (кликабельно)
справа виден гидравлический нагрузочный тормоз

Ну, для начала, конечно мощность - "Dordrecht" имел очень солидные 1500* л.с. А что касается расхода топлива на холостых ходах, то для буксира холостой пробег это ошибка планирования. Основное время работы у него, наоборот, с полной нагрузкой и тут "Dordrecht" показывал себя во всей своей красе, таская больше барж и быстрее. Конечно, паровая турбина системы швейцарской компании Brown Boveri у него была довольно интересно скомпонована, все-таки, вписаться в довольно узкую лодку речного буксира непросто. Но кораблестроители справились. Им пришлось разместить турбины переднего и заднего хода по разные стороны от поперечного гребного вала с колесами.



"Dordrecht" за работой, 4 баржи на буксире (кликабельно)

Разумеется, это потребовало перепускного паропровода между турбинами (через вал), что неполезно для КПД, пришлось делать два очень тяжелых двухступенчатых редуктора. Впрочем, куда деваться? Рабочие обороты турбины на полной мощности приличные, 3600 в минуту, а колесам надо раз в сто меньше. Поэтому двухступенчатые редукторы обеспечивали передаточное число 95:1 (10.9:1 + 8.7:1), так что гребное колесо делало 38 оборотов в минуту, как на переднем, так и на заднем ходу. Давление пара с двух котлов Scotch общей поверхностью нагрева 250 кв. м. на входе в турбину составляло 14 атмосфер, при перегреве до 300 градусов.



схема паротурбинной установки буксира "Dordrecht" (кликабельно)

Чем это в итоге оборачивалось? Паротурбинный буксир обеспечивал, в итоге, на 32% меньшую стоимость доставки тонны груза, и даже на 23% превосходил и дизельные буксиры тоже. Именно поэтому "Dordrecht" и еще три** паротурбинных буксира проработали на Рейне аж до второй половины 50-х, когда и сами они поизносились, да и держать для них угольную инфраструктуру при том, что дизельные двигатели вытеснили паросиловые установки практически полностью - оказалось невыгодно. Несмотря на показатели самих буксиров.* - пиковая мощность составляла 1650 л.с. при 39,5 оборотов гребных колес в минуту.
** - они были немного разной конструкции, с разными турбинами. Если найду детали - напишу.

This entry was originally posted at https://strangernn.dreamwidth.org/2042491.html. Please comment there using OpenID.

швейцария, 1924, корабли и водный транспорт

Previous post Next post
Up