Ракетные противоторпеды BOOTLEG/CAMROSE: преждевременная реализация хорошей идеи.

Apr 05, 2020 00:01




противоторпеда BOOTLEG от Vickers Armstrong, 1952 год (кликабельно)

Понесенные потери от торпедного оружия родили в головах англичан идею самонаводящейся противоторпеды, простой и дешевой. Предполагалось, что их можно будет по данным гидролокаторов выстреливать навстречу атакующей торпеде, после чего та будет разрушена взрывом противоторпеды. Разумеется, использовать обычные торпеды было и сложно, и дорого, отчего внимание было обращено на твердотопливный реактивный двигатель. Да, максимальная дальность хода получалась смешная, всего около 1500 метров, но зато скорость ожидалась до 50 узлов. Но самое главное - такая торпеда была (должна была стать) простой и дешевой, и аппараты с ними могли быть установлены даже на неприспособленных для этого торговых судах.



18" CAMROSE DTV 1954 года (кликабельно)

Вот, под эту идею в 1951 году и была сформирована рабочая группа из шести организаций:
  • Underwater Countermeasures and Weapons Establishment (UCWE), Havant;
  • Underwater Detection Establishment (UDE), HM Naval Base, Portland, Dorset;
  • Underwater Launching Establishment (ULE), Bournemouth, Dorset;
  • Admiralty Gunnery Establishment (AGE), Southwell, Portland, Dorset;
  • Admiralty Research Laboratories (ARL), Teddington, Middlesex;
  • Torpedo Experimental Establishment (TEE), Greenock, Scotland.
Которая и разработала три модели противоторпед CAMROSE: 16" CAMROSE W (850 фунтов / 50 узлов) и CAMROSE M (750 фунтов / 30 узлов). Третьей была 15" противоторпеда CAMROSE 15 (725 фунтов / 35 узлов) с боевой дальностью 1200 ярдов (около 1100 метров).



задняя часть торпеды с реактивным двигателем и оперением (кликабельно)

Ее и приняли для разработки, как самую легкую и дешевую. Проведя ряд испытаний и измерений шумов самых разнообразных торпед, в феврале 1952 года начали строить экспериментальную реактивную противоторпеду на базе 18" Mk 15 (имея в виду по мере отработки технологий упаковать все в заявленные 15"). Однако, уже в марте того же года приоритет программы CAMROSE был понижен до минимального, и "программа шестерых" встала. Почему? Вот, собственно, виновник остановки казенной разработки CAMROSE: примерно в то же время компания Vickers Armstrong на свои деньги изготовила в городе Weymouth собственную реактивную противоторпеду BOOTLEG из той же 18" торпеды. Получив при этом на практике 38,8 узла и не собираясь останавливаться на достигнутом.



задняя часть одной из экспериментальных моделей в музее

Дальнейшие разработки по программе CAMROSE были уже на основе торпеды Vickers Armstrong, они получили название CAMROSE DTV (Dynamic Test Vehicles). С ними тоже было негладко - торпеде никак не удавалось выйти на желаемые к тому моменту 60 узлов. Тяга ракетного двигателя из-за противодавления воды была гораздо меньше, чем на воздухе. Но, под конец эпопеи, с новой смесью тестовая торпеда ERV (Experimental Rocket Vehicles), бывшая сильно упрощенной DTV (разработчики решили, что каждый раз стрелять полнофункциональной системой космической цены не стоит, и заменили управляющую электронику и БЧ на массо-габаритные макеты) после запуска на глубине 15 футов (около 5 метров) за две секунды набрала желаемые 60 узлов...



воздушный бенефис CAMROSE ERV (кликабельно)

...а потом, из-за неисправности автомата глубины начала чудить. Сначала она нырнула до 50 футов, но потом резко изменила курс и в 150 ярдах от точки пуска вышла из воды под углом около 60° и, сохраняя угол атаки, начала набирать высоту. За 14 секунд, пока работал двигатель она поднялась до 150 футов, после сгорания набрала еще 50 - и после этого по баллистической кривой упала на мелководье в 900 ярдах от точки запуска. Чем немало шокировала наблюдателей, потому что направлялась она четко к прибрежной гостинице, просто не долетела.

То ли после этого шоу, то ли по какой-то другой причине - но в 1954 году программу CAMROSE прикрыли окончательно.

This entry was originally posted at https://strangernn.dreamwidth.org/2034992.html. Please comment there using OpenID.

ракетная техника, 1954, 1952, великобритания, корабли и водный транспорт

Previous post Next post
Up