Welman One-Man Submarine, или как ДжеймсБондовщина не удалась.

Feb 15, 2020 00:01




спуск Welman One-Man Submarine на воду. (кликабельно) + продолжение процесса
справа, в передней части ПЛ, видна отделяемая БЧ с магнитами сверху

Одним из самых странных проектов Второй Мировой была, наверное, эпопея с миниатюрной подводной лодкой Welman One-Man Submarine. Начать с того, что это не флотская инициатива, создание этой лодки продавили английские спецслужбы для своих (а не флотских) ДжеймсБондов - и вопреки категорическому "нет" Адмиралтейства. Даже конструировал ее совершенно сухопутный подполковник Джон Долфин из разведки. Ну и смотрите, что он накрутил: полное водоизмещение составляло всего 1,14 тонны, из которых сама лодка занимала 0,91 тонны, а оставшиеся 230 кг весила отделяемая магнитная БЧ, содержащая 195 кг смеси "торпекс".



Welman One-Man Submarine на воде (кликабельно) Лодка без БЧ.

Предполагалось, что изделие, пилотируемое одним ДжеймсБондом "на глазок", через иллюминаторы в рубке подберется поближе к цели, после чего погрузится полностью и прикрепит к подводной части супостата магнитную мину, после чего так же незаметно уйдет назад. Происходить процесс должен был небыстро - электромоторчик в 2,5 л.с. позволял выжать из лодки длиной 6,5 метра всего 3 узла, зато предельная дальность хода (видимо, ходом сильно помедленнее?*) составляла аж 36 миль (66,7 км). Теоретически все выглядело хорошо и их заказали в большом количестве, как бы не полторы сотни штук (успели сделать около 100 единиц).



лицо готовящегося к спецоперации англичанина говорит само за себя (кликабельно)

Но когда диверсанты в достаточной мере освоили лодки на озере Queen Mary Reservoir и вышли 20 ноября 1943 года в боевой поход к берегам Норвегии, все пошло наперекосяк. Они пытались проникнуть в порт Бергена, где их целью был плавучий док Лаксевааг, важнейшее сооружение базы подводных лодок, но.... Началось неплохо, до входа в порт они добрались, но потом вышла фигня: одна лодка (W46) запуталась в сетях и диверсант был вынужден сдаться, три же других - W45, W47 и W48 выйти к цели не смогли и их пришлось бросить, а диверсанты ушли на берег, в партизаны. При малейшем волнении лодки с крохотными "комбашенками" оказались полностью слепыми даже в надводном положении, а в подводном положении без перископов (которых не было. Видимо, сухопутный подполковник не понял, зачем они нужны?) они по фьорду идти, разумеется, не могли. Не удосужились разведчики и озаботиться устройствами для разрезания сетей.



первый прототип Welman One-Man Submarine, еще не несущего БЧ (кликабельно)

Это была первая и последняя болезнь моих ног попытка использовать ПЛ Welman в реальных операциях. Впрочем, определенный урон врагу они нанесли: захватившие Welwyn W46 и еще какую-то из брошенных лодок немцы захотели такое же, но с перламутровыми пуговицами и потратили некоторое число своих ограниченных ресурсов на разработку и постройку 324(!) штук ПЛ типа Biber, толку от которых оказалось немного. * - аккумулятор на 220 а*ч при 40 вольтах 12 часов по 3,5 кВт отдавать никак не сможет.

+ вывод лодки из ангара.
+ схема устройства лодки Welman One-Man Submarine.
+ Лодка на тележке. Отсоединяемая БЧ не установлена.
+ Погрузка микро-лодки перед рейдом на Берген.

This entry was originally posted at https://strangernn.dreamwidth.org/2009124.html. Please comment there using OpenID.

1943, великобритания, корабли и водный транспорт, 1942

Previous post Next post
Up