Два Чернобыля на пятьдесят лет: КрАЗы с озера Карачай.

Nov 15, 2019 00:01




Карачайский "свинцовый КрАЗ" (кликабельно)

А вот и нет, это не Чернобыль... Это берег озера Карачай, которое использовалось небезызвестным комбинатом "Маяк" для слива радиоактивных отходов. Комбинат начал сбрасывать активность в озеро еще в 1951 году, и к концу 80-х десяти минут на берегу Карачая хватало для получения лучевой болезни (экспозиционная доза набегала около 100 рентген), а для летальной дозы облучения с запасом хватало часовой прогулки. Про "купаться" - сами понимаете. Очень оригинальное было бы самоубийство....



вид на машину слева (кликабельно)
на заднем плане здания комбината "Маяк"

Оно и неудивительно: суммарная активность накопленных в относительно небольшом водоеме веществ была равна 120 миллионам Кюри, что в два раза превышает активность радионуклидов, выброшенных в окружающую среду после аварии на Чернобыльской АЭС (в основном, в озеро сбрасывались Цезий-137 и Стронций-90). Представляете? "Два Чернобыля" в пределах небольшого озера!



Колонна Карачайских КрАЗов (кликабельно)

В общем, к середине 80-х этот кошмар решили прекращать. Сброс прекратили, а с начала 2000-х (когда активность немного снизилась), стали озеро захоранивать причем по довольно хитрой* технологии: дно озера стали заполнять полыми бетонными кубами-ловушками, в которые должен был постепенно затекать и там оставаться радиоактивный ил, а потом поверху всё это закрывалось слоем скального грунта, который поглощал излучение и предотвращал разнос активности всякими погодными явлениями.



разгрузка кубиков-ловушек с помощью ИМР-2 (кликабельно)

Ну, а фигурант сегодняшнего поста - самосвалы КрАЗ-256Б (впоследствии было еще несколько КрАЗ-6510), которые возили сначала железобетонные "кубики", а потом и щебенку для засыпания водоема. Причем, работа была постоянной, многолетней и непрерывной, что ставило определенные требования к безопасности. В смысле, персонал-то постоянный, а не на пару недель пригнанный на "выжигание", и который набрав допустимую дозу уедет домой.



группа КрАЗов с немного разными кабинами (кликабельно)

Ну, и как видите, КрАЗы эти получили очень серьезную биозащиту: кабины были закрыты толстыми листами свинца, а за кабиной разместилась фильтро-вентиляционная установка. Что интересно: в отличие от чернобыльских КрАЗов аналогичного назначения - кабины были оснащены специальными поддерживающими опорами, которые передавали вес свинцовой оболочки прямо на раму. Иначе бы долго техника не проработала, деформировалось бы все.



КрАЗ-6510 со свинцовой кабиной, видимо, из новых (кликабельно)

Озеро, несмотря на то, что небольшое (около 45 гектаров площадью зеркала в нормальном режиме) - засыпали очень долго. Окончательно работы по захораниванию Карачая были завершены только в конце 2015 года, когда закончили отсыпку двухметрового гидроизолирующего слоя поверх слоя скальных пород - и только тогда Карачайские КрАЗы вышли, наконец-то, на пенсию, в смысле, тоже в могильник.+ еще кадр разгрузки бетонных блоков.
+ интересно, это утепление такое поверх свинца?!
+ Карачайский КрАЗ в веселенькой раскраске.

* - есть точка зрения, по которой примененный метод захоранивания резко увеличивает фильтрацию зараженной воды в грунтовые воды и далее, в водоемы Челябинской области за пределами зоны ограниченного доступа.

This entry was originally posted at https://strangernn.dreamwidth.org/1960232.html. Please comment there using OpenID.

1990-е, ссср, автомобильный транспорт, 2000-е, россия

Previous post Next post
Up