Костыли для первого поколения реактивных самолетов: поиски пропеллера на XF-88B.

May 06, 2019 00:01




XF-88B с одним из вариантов обтекателя пропеллера (кликабельно)
видны "гребенки" трубок Пито для изучения потока от винта.

Первое поколение реактивных двигателей отличалось крайне высоким расходом топлива. Настолько высоким, что конструкторы даже прорабатывали самолеты с комбинированной силовой установкой - чтобы, значит, до поля боя долететь пусть не слишком быстро, но экономично - молотя воздух пропеллером, а уж там дать копоти из сопла ТРД и покувыркаться. Вот, к примеру, взять McDonnell XF-88, сделать из него XF-88B и посмотреть, что получится (его взяли потому что не жалко, первоначально хотели ставить опыты на B-47).



первоначальный вариант пропеллера: три лопасти и минимальный диаметр (кликабельно)

К стандартному реактивному истребителю прикрепили спереди ТВД Allison T38 мощностью в 2500 л.с. и трехлопастной пропеллер диаметром 6,85 фута (пропеллер хотели поменьше, чтобы он меньше мешал при реактивном "боевом" режиме), с которым самолет сумел добиться полета на скорости M=0.9. И все бы ничего, но высокооборотные сверхзвуковые винты создавали такой шум, что появились проблемы с работой наземного персонала. Пролетающий на высоте в километр и более самолет не позволял толком разговаривать на земле. И это при том, что желаемой скорости M=0.95 достичь так и не удалось.



Еще один экспериментальный пропеллер (кликабельно)

Ну а что вы хотите, дело новое, скорости высокие - и американцы попробовали как-то понизить шумность сверхзвукового во всех отношениях пропеллера и повысить тягу на высоких скоростях. Первым делом они оптимизировали форму обтекателя. Помогло несильно. Второй итерацией они снизили скорость вращения винта до 1600-1710 оборотов в минуту, но трехлопастной винт диаметром менее семи футов давал на таких оборотах слишком малую тягу при любых формах лопастей. Ну, и что им оставалось делать?



еще одно фото самолета с улучшенным обтекателем (кликабельно)

Через несколько промежуточных итераций стало понятно, что винт при неизменных оборотах в 1600 в минуту - придется сильно увеличивать в диаметре. И не только диаметр увеличили до 10 футов (увеличив площадь диска более, чем в два раза), пришлось добавить и еще одну лопасть - так XF-88B приобрел свой известный всем облик. Правда, скорость урезали до М=0,82, но быстрее уже никак не выходило. Однако, вот какое дело: на дворе стоял уже 1956 год, новое поколение реактивных двигателей уже не страдало неуправляемым аппетитом на керосин, так что интерес к ТВД остался только в рассуждении обдува крыла у транспортников, для улучшения взлетно-посадочных характеристик.

This entry was originally posted at https://strangernn.dreamwidth.org/1883539.html. Please comment there using OpenID.

сша, авиационная техника, 1956, экспериментальные, 1953

Previous post Next post
Up