Французская управляемая планирующая бомба BHT-38 (кликабельно)
Французы и тут, оказывается, были первыми. Еще в 1938 году они уже начали испытания управляемой планирующей бомбы BHT-38 (Bombe Hurel-Turck). 160-кг боеприпас классической "самолетной" схемы (только вертикальное оперение было сделано вниз, по соображениям подвешивания к носителю) сбрасывался со среднего бомбардировщика (в испытаниях участвовал новейший
Liore et Olivier, LeO-45).
LeO-45 с управляемой бомбой в воздухе (кликабельно)
На самолете размещалась, помимо бомбы, еще радиокомандная аппаратура управления (сообразно времени довольно массивная и прожорливая), а на месте штурмана в передней части самолета устанавливалось место оператора наведения. Наведение, собственно, простейшее - визуальное (но я не знаю, имелся ли на бомбе, хотя бы, трассер?), но для 1938 года это, все равно, очень здорово.
LeO-45 с подвешенной BHT-38, вид спереди (кликабельно)
Аэродинамическую схему разрабатывала компания Hurel, автопилотом и системой дистанционного управления занималась фирма Turck, а установкой на самолет - компания Caudron. Испытания продолжались до апреля 1940 года, в предельном случае в них было произведено подряд 12 атак с управляемыми бомбами, они попадали в цели, а потом ...потом испытания были прерваны по вполне очевидным причинам. Франция вступила во Вторую мировую.
BHT-38, вид спереди (кликабельно)
Вышло так, что исследования и патенты по управляемому оружию остались в руках властей Виши, которые не преминули выслужиться и при первом же удобном случае передали их немцам. Те сказали "вау!", им понравилось, автопилот же и система радиоуправления конструкции Жана Тюрка* (основателя и владельца той самой компании Turck), вообще, стали прототипом системы управления немецких бомб
Henschel Hs-293 - ее, фактически, просто пересобрали из немецких компонентов.
Кабина оператора и подвесная система бомбы (кликабельно) +
еще фото снаружи Так что получается, что первыми в деле управляемых авиабомб были, все-таки, французы. Просто они не успели довести разработку до полноценного (с приличной БЧ) продукта. За них это сделали немцы, добавив еще и реактивный ускоритель. А французы... Французы, как это произошло с ними во многих областях деятельности - в 1945 году очнулись, похлопали глазами и продолжили разработки ровно с той же точки, где прервали их в 1940. Даже с таким же самолетом-носителем.
Впрочем,
на модели 1945 года появилась трубка Пито, а стало быть - и обратный канал от бомбы к носителю или продвинутый автопилот. Видимо, чтобы планер не сваливался от потери скорости ввели такой контроль.* - что интересно: Жан Тюрк бежал в Англию, где его в 1943 году привлекли к работам по разработке постановщика помех именно для борьбы с Hs-293, англичане логично предположили, что кому как не ему и знать слабые места системы.
P.S. Интересной страничкой этой истории является
испытание копии BHT-38 на американском Martin Type 167 Maryland в 1943 году, но не знаю - в США дело было или в Великобритании. Кем и при каких обстоятельствах была воссоздана и сама бомба и аппаратура управления - тоже не знаю. Возможно, это относится, как раз, к работам Жана Тюрка в Англии, к испытаниям системы противодействия немецким Hs-293, которых изображает копия BHT-38?
This entry was originally posted at
https://strangernn.dreamwidth.org/1838483.html. Please comment there using
OpenID.